Эрмитаж делает ст авку в Лас-Вегасе

Ночью Лас-Вегас выглядит ирреальным -- блестящей декорацией, буффонадой, вечным шоу без начала и конца. Кажется, здесь возможно все -- как в игре в рулетку. Этот город-феерия моментально переворачивает человеческое мироощущение и поэтому не сравним ни с ч

<BR><BR>Ночью Лас-Вегас выглядит ирреальным -- блестящей декорацией, буффонадой, вечным шоу без начала и конца. Кажется, здесь возможно все -- как в игре в рулетку. Этот город-феерия моментально переворачивает человеческое мироощущение и поэтому не сравним ни с чем в мире.<BR>С восходом солнца на фасадах старых отелей меркнет бутафорское золото, искусственный вулкан прекращает свои ночные извержения под гремящую и шипящую фонограмму, Эйфелева башня отеля "Париж" и статуя Свободы в ненатуральную величину кажутся сделанными из папье-маше, мрамор похож на гипс, бронза на дерево, пластик на камень. Приторную архитектуру развлечений подавляют суперсовременные отели, каждый из которых скрывает за зеркальными стеклами тысячи апартаментов, десятки ресторанов, бутиков, бассейнов, театров и громадных казино размером с Дворцовую площадь. Вдали, за жилыми кварталами и пальмовыми аллеями, проступают мягкие очертания гор, и зной пустыни шатата Невада кажется благом после кондиционированного холода.<BR>Днем Лас-Вегас являет собой то, что называется модным теперь словом fusion. Это смешение всего и вся, этот архитектурно-декоративный коктейль эффектно ставит под сомнение ценность чистоты стиля, единства образа и европейскую рафинированность. Фальшь здесь прикидывается настоящим, а реальное маскируется под фальшивое. Мировая столица развлечений не стесняется блеска столицы дурного вкуса, завораживающего, как все беззастенчивое.<BR>Совершенно неожиданно Лас-Вегас приобрел еще один, совершенно чуждый ему статус -- города, где впервые в мире реализовался беспрецедентный музейный проект, вызывавший споры и сомнения не только у специалистов, но и у самих авторов идеи. В отеле-курорте-казино "Венецианский", в новом выставочном пространстве, абсолютно противоречащем по стилю и духу "новодельной" итальянской роскоши, открылся Гуггенхайм-Эрмитаж.<BR><B>Как в НАТО</B><BR>Созданный в 1937 году Фонд Соломона Гуггенхайма оперирует сегодня международной сетью музеев (в Сохо, Нью-Йорке, Бильбао, Венеции, Берлине) и собирает произведения современного искусства. В июне прошлого года в Петербурге было подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве между Государственным Эрмитажем и нью-йоркским Музеем Соломона Гуггенхайма. В планах -- не только обмен выставками, Интернет-проекты, но и принципиально новый аспект: создание совместных музейных пространств, где одновременно будут выставляться произведения из коллекций обоих музеев. Томас Кренс, директор Фонда Гуггенхайма, назвал этот союз аналогом блока НАТО и совместным предприятием двух музеев мирового класса. На открытии Гуггенхайма-Эрмитажа в Лас-Вегасе Томас Кренс и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский были солидарны: с помощью нового проекта подлинное искусство приблизится к широким народным массам как никогда раньше. Ежегодно Лас-Вегас принимает около 38 миллионов человек. Тем более, все чаще сюда приезжают не только развлечься. По статистике, игорный бизнес сегодня приносит только 30% доходов (хотя каждую секунду казино выигрывает $2 тысячи), столько же дают сфера обслуживания, развлечения и магазины вместе взятые, и чуть меньше -- промышленные выставки, связанные с высокими технологиями, съезды и конгрессы врачей и адвокатов. По идее Михаила Пиотровского, Гуггенхайм-Эрмитаж может стать и уникальным образовательным центром, ведь половина аудитории Эрмитажа в Петербурге -- это дети. А вообще, как заметил Томас Кренс, "сегодня типичный посетитель Лас-Вегаса все больше становится похожим на тот тип посетителей, от которых зависят все ведущие музеи мира". Возможно, господин Кренс имел в виду среднестатистического гражданина Америки, которому что гамбургер, что Гуггенхайм с Эрмитажем -- все едино, тем более если это рядом. Томас Кренс заметил, что именно из-за чрезвычайного снобизма столицы развлечений высокая культура до сих пор обходила Лас-Вегас. И что в условиях пересечения высокого и низкого есть некая опасность. Тем не менее Эрмитаж рассчитывает получать $1 миллион каждые полгода -- именно с такой переодичностью в Лас-Вегасе будет меняться экспозиция (цена билета в Гуггенхайм-Эрмитаж -- $15).<BR>Эти средства помогут Эрмитажу претворить в жизнь свои планы: в частности, привлечь к сооружению музея Эрмитаж-Гуггенхайм в здании главного Штаба в Петербурге корифеев с мировыми именами -- голландского архитектора Рема Кулхааса, лауреата Притцкеровской архитектурной премии прошлого года, автора проекта музея Гуггенхайм-Эрмитаж в Лас-Вегасе, и Фрэнка Гери, построившего впечатляющее здание музея в испанском Бильбао.<BR><B>Шедевры и мастера</B><BR>Открытие музея Гуггенхайм-Эрмитаж в одном из крупнейших отелей Лас-Вегаса "Венецианский" прошло с большой помпой. В рекордные сроки -- через год после подписания соглашения между нью-йоркским Гуггенхаймом и Эрмитажем, на главной нижней галерее 35-этажного здания отеля было построено отдельное камерное помещение по проекту Рема Кулхааса. Фасад выставочного центра, который снаружи рассекает белую "венецианскую" стену простой горизонталью, как и стены галереи, сделан из особого сорта патинированной стали кор-тен, которая впервые используется в музейном строительстве. Коричневая, на вид шероховатая поверхность напоминает старинный бархат.<BR>Картины развешаны особым способом -- они крепятся к стенам сильными магнитами. Пол и потолок отделаны светлым кленом.<BR>Первая выставка, которой открывался музей, -- "Шедевры и мастера-коллекционеры" -- 42 картины из частных коллекций, разными путями доставшиеся Эрмитажу и Гуггенхайму. Первому -- из собраний Щукина и Морозова после революции, второму -- в дар от коллекционеров и арт-дилеров. Это полотна Сезанна, Шагала, Кандинского, Леже, Модильяни, Матисса и других художников. Спонсором выставки выступила Холдинговая компания "ИНТЕРРОС". В качестве гостей на открытие компания пригласила Ирину Хакамаду с супругом, Никиту Михалкова -- он, правда, не приехал, сославшись на болезнь, солистов балета Мариинского театра, которые дали концерт в честь окрытия музея. Среди официальных лиц с российской стороны были министр культуры РФ Михаил Швыдкой, его заместитель Павел Хорошилов, глава холдинга "ИНТЕРРОС" Владимир Потанин. На открытие музея приехали почти 300 журналистов со всех Соединенных Штатов. В галерее, ведущей к залу, где проходила пресс-конференция, гостей встречали ряженые -- американские парни и девушки в шикарных русских не народных, но театральных костюмах, улыбаясь из-под кокошников и боярских шапок голливудскими улыбками.<BR>По словам Михаила Швыдкого, стоимость проекта музея Гуггенхайм-Эрмитаж в Лас-Вегасе -- $7 миллионов. По словам министра культуры, Эрмитаж вполне может рассчитывать на гораздо большую сумму, чем $2 миллиона в год.<BR><B>Жизнь -- игра</B><BR>Отель-казино-курорт "Венецианский" в эти дни жил своей привычной бурной жизнью. По свидетельству представителей администрации отеля, после террористических актов в Нью-Йорке количество посетителей не уменьшилось, и увольнения персонала удалось избежать. Отель делает ставку на корпоративных клиентов с их деловыми мероприятиями, конгрессами и съездами. В отеле 3000 номеров класса Sweet, огромные конференц-залы и выставочный комплекс для промышленных выставок, один из самых крупных в США. Развлечения здесь тоже выстроены по новым технологиям. На втором этаже отеля целый город -- стилизованная Венеция не кукольных, а вполне человеческих размеров. По бирюзовым каналам можно даже совершить прогулку в настоящей гондоле с настоящим гондольером. В то время как одни бродят по бутикам вдоль канала, другие не расстаются с рулеткой в казино. Кстати, замминистра Павел Хорошилов признался в кулуарах, что выиграл $1000.<BR>Тем временем в отеле "Белладжио" идет единственное в своем роде водное шоу "О", которое одновременно напоминает фантастические трюки Дэвида Копперфильда, полотна Босха и мираж в пустыне, когда полноводное озеро вдруг становится сушью. Зал аплодирует стоя труппе каскадеров и акробатов, наполовину состоящей из русских. Как заметил министр культуры Михаил Швыдкой, творческие вузы России дают лучший продукт для мирового рынка труда.<BR><BR>