Парки Петербурга поражали всегда

Цель создания парков в Петербурге и окрестностях почти всегда была одна -- поразить воображение гостей Северной столицы. Особенно тех, кто прибывает из Европы.

<BR><BR>Цель создания парков в Петербурге и окрестностях почти всегда была одна -- поразить воображение гостей Северной столицы. Особенно тех, кто прибывает из Европы.<BR>Петр I изначально стремился построить столицу, которая затмила бы своей красотой все столицы просвещенной Европы. Особая роль в этом была отведена императорским резиденциям, рядом с каждой из которых разбивался парк. Разумеется, его разбивали так, что у иностранцев не находилось слов, чтобы выразить удивление.<BR>Многие нынешние парки тоже поражают, в том числе и петербуржцев. Обилием пьяных группировок, мусором и крайней запущенностью. Энтузиастам своего дела с трудом удается отстоять даже такие жемчужины Петербурга, как Летний сад и парки Петергофа. Говорят, нет денег.<BR>Летний "огородик"<BR>Напротив первого дворца в Петербурге, именуемого Домик Петра, было решено создать сад, который бы превзошел версальский парк французского короля. Будучи во Франции, Петр I побывал там и был впечатлен красотами.<BR>Сад, названный Летним, был основан уже осенью 1704 года. Петр сделал все, чтобы превзойти лучшие творения европейских садовников. Из Европы доставлялась специальная литература: так, из Голландии были выписаны два тома "Огородник с цветами (фигурами)", куплены пять книг "Теории огородныя", "Книга римских огородов". Из Соликамска специально для сада в Петербург доставили кедры и пихты, из Киева -- вязы и липы. Из Новгорода везли многолетние липы, из Гамбурга -- каштаны, из Любека -- кусты душистой сирени, из Амстердама -- луковицы тюльпанов и цветочные семена. Из Италии доставлялись для установки в Летнем саду редкие скульптуры. Заметим, что тополя для сада Петр I не завозил.<BR><B>Фонтаны и зверюшки</B><BR>Лучшие садовники и "огородных дел мастера" Европы и России день и ночь трудились над созданием Летнего сада. Работы велись в течение 5 лет. В петровские времена в Летнем были птичник, изящная беседка, дом с фонтанным снарядом, приводимым в движение посредством большого колеса, и зверинец. На месте Инженерного замка располагалась большая оранжерея с экзотическими цветами. В центре парка располагался водоем, выложенный плиткой, в его центре находился грот, из которого бил фонтан.<BR>Первоначальный план сада был начертан самим Петром I, а русские архитекторы, разработав и усовершенствовав его, создали хитроумные лабиринты. Один из таких лабиринтов украшался статуей Эзопа. Для питания фонтанов и лучшего их функционирования берега речки Безымянный Ерик, на берегу которого был создан сад, были углублены, рядом поставлена водонапорная башня. Безымянный Ерик стал называться Фонтанной рекой, а позднее просто Фонтанкой. Для осушения западной части парка прорыли Лебяжий канал, расширили и углубили маленькую болотистую речку Мью, прозванную Мойкой, и соединили ее каналом с Фонтанкой. Уже к 1721 году вдоль Невы тянулись три крытые прозрачные галереи, через которые посетители могли попасть в сад. Две по бокам -- белые из дерева, а в центре -- галерея на столбах из русского мрамора. В центре сада была установлена Венера Таврическая, которая сегодня хранится в Эрмитаже. Венеру приходилось охранять от приверженцев допетровских порядков, а потому возле круглосуточно дежурила вооруженная охрана. У аллей были свои названия. Была Шкиперская аллея, где Петр I любил играть в шашки со своими приближенными и пить пиво. Была Дамская аллея, где обычно гуляла Екатерина II со своими фрейлинами. Всего Летних садов было четыре. Нынешний Летний сад занимает территорию первого и второго. В первом сохранился Летний дворец Петра и скульптуры, от второго сохранился Карпов пруд. На месте третьего и четвертого впоследствии был построен Инженерный замок.<BR><B>Загородный садик</B><BR>Второй крупный парк был создан Петром I в Петергофе. Место для строительства парадной загородной резиденции было выбрано Петром I на полпути между Петербургом и Кронштадтом. Постройка на острове Котлин крепости, призванной оберегать столицу от неприятеля, требовала частого присутствия императора на возводимых укреплениях. Большей частью Петр ездил в Кронштадт южным берегом Финского залива до удобной переправы, где была устроена небольшая пристань "Купеческая гавань". Недалеко от нее на возвышении находился заезжий двор. Рядом с ним Петр и присмотрел место.<BR><B>Деревья оптом</B><BR>Путешествуя по Европе, Петр I отправлял для насаждения в садах Петергофа целые "груды деревьев". На аукционах покупал картины фламандских мастеров, которые были размещены в Монплезире и составили первую в России картинную галерею.<BR>Десятки тысяч крепостных крестьян, искусных мастеров и садоводов по проектам крупнейших русских архитекторов того времени и приглашенных иностранцев создавали Нижний и Верхний парки, возводили дворцы, сооружали фонтаны.<BR>Многое из задуманного Петром I было исполнено лишь в последующие царствования. Так, в середине XVIII века основное внимание было направлено на художественное обогащение архитектурного центра Нижнего парка -- Большого дворца и Большого каскада. При обновлении сооружений дерево и свинец заменяли на гранит, мрамор, золоченую бронзу. Главная роль в работах этого периода принадлежала архитектору Б. Растрелли. В начале XIX века по проектам зодчего А. Воронихина ремонтируется Большой каскад, создаются каменные колоннады с фонтами по сторонам Морского канала и каскад у павильона Эрмитаж.<BR>В 1830-1840-х годах по проекту архитектора А. Менеласа производится планировка парка "Александрия", в котором строятся дворец Коттедж, Капелла, Руинный мост.<BR>На островах Ольгиного пруда по чертежам архитектора А. Штакеншнейдера строятся Царицын и Ольгин павильоны, у Самсониевского водовода -- Розовый павильон, а на Бабигонской возвышенности -- павильон Бельведер. В середине XIX века по проектам того же архитектора в Нижнем парке строятся Львиный каскад, фонтаны "Нимфа", "Данаида". Облицовываются мрамором Воронихинские колоннады, и капитально ремонтируется Большой каскад. В результате за 200 лет в Петергофе был создан грандиозный дворцово-парковый комплекс, включающий семь парков и более 20 дворцов и павильонов.<BR>Удастся ли когда-либо довести до "императорского" уровня "новые" городские парки, неизвестно.