"Музыку" Гонзаго показывают с лошади

До недавнего времени пейзажная музыка Пьетро Гонзаго была недоступна посетителям Павловского парка. И хотя сейчас все изменилось, "слушателей" находится немного.

<BR><BR>До недавнего времени пейзажная музыка Пьетро Гонзаго была недоступна посетителям Павловского парка. И хотя сейчас все изменилось, "слушателей" находится немного.<BR>Больше двух веков назад создатель пейзажей Павловского парка Пьетро Гонзаго применил оригинальную технологию, входившую тогда в моду. Методом искусных вырубок и плановых посадок разных деревьев и кустарников, чередуя открытые и закрытые пространства, он сумел заставить "зазвучать" несколько сотен гектаров дикой северной природы. При этом он ориентировался на ритм, задаваемый конными прогулками.<BR><B>Зримая песня</B><BR>Венецианец Пьетро Гонзаго, 250-летие со дня рождения которого будет широко отмечаться в Павловске в ноябре, продумал все в деталях. По идее этого мастера садово-паркового искусства, созерцание отдельных пейзажей Павловска никак не могло составить впечатление об истинной красоте парка. Для глобального восприятия нужна... лошадь. Верховая или запряженная в экипаж. Следуя по строгому маршруту и только в определенном ритме, всаднику или ездоку открывается весь план художника. Намеренно оголенные пространства сменяются густым диким лесом, чередуясь с видами причудливых изгибов реки Славянки.<BR>По указаниям Гонзаго была создана самая обширная часть парка, свободная от сооружений, скульптур, водоемов и даже рельефа. 270 гектаров "Белой березы" -- спланированные луга, леса и рощи. Гонзаго учитывал даже фактуру листвы и хвои деревьев, игру светотени, законы перспективы... Он был мастером пейзажных переходов от веселья к печали, от приветливости к прохладности, хорошо изучив особенности русской флоры.<BR>"В сосновом лесу -- молиться, в березовом -- веселиться, в еловом -- удавиться", -- возможно, этим несколько утрированным девизом руководствовался венецианский художник.<BR>Во время Великой Отечественной войны и немцы, и русские по линии фронта, которая проходила по Павловскому парку, вырубили 70 тысяч деревьев -- 80% зеленого массива. В послевоенные годы было разобрано около 600 дотов, облицованных вековыми деревьями. Новые деревья растут медленно -- и только сейчас восстановленный парк начал приобретать то величие, которое создавал Пьетро Гонзаго.<BR><B>Ход конем</B><BR>С 1992 года с музеем-заповедником сотрудничает ООО "Ковбой", содержащее 15 лошадей. Новый маршрут Гонзаго только осваивается. Правда, большинство посетителей не прельщаются садово-парковым искусством и лошадей воспринимают как детский аттракцион для езды по кругу. Между тем на ниве культурного просвещения трудятся пять лошадок. Вместо арендной платы музею шесть "тяжеловесов" выполняют работы по парку, а четыре жеребенка подрастают на свежем воздухе.<BR>ООО "Ковбой" -- семейный бизнес, в котором заняты всего четыре человека. Глава предприятия Татьяна Иванова убеждена в том, что Павловску без коней не обойтись: "Парк громадный, около 600 гектаров, его и выкашивать надо, и убирать, и посетителям показывать. Без лошадей здесь не жизнь". Зимой фаэтоны заменят настоящие тройки в праздничной упряжи с колокольчиками. (Д.Р.)