Калининградской областью управляют единомышленники

Калининград и его область стоят на пороге больших перемен. Сегодня, 1 октября, Правительство РФ должно рассмотреть федеральную целевую программу, которая призвана сменить долгие разговоры о светлом будущем Калининградской области действиями, подкрепленным

<BR><BR>Калининград и его область стоят на пороге больших перемен. Сегодня, 1 октября, Правительство РФ должно рассмотреть федеральную целевую программу, которая призвана сменить долгие разговоры о светлом будущем Калининградской области действиями, подкрепленными значительными средствами.<BR>Шестой год правительства России (с 1996 года их сменилось шесть) во главе с двумя президентами пытаются развивать Калининградский анклав. Но реальные деньги вкладывают пока только иностранные компании. Федеральные власти посеяли большие ожидания, пообещав выделить на развитие области 93 млрд рублей. Губернатор Калининградской области Владимир Егоров и председатель Калининградской областной думы (парламент Калининградской области. -- А.С.) Владимир Никитин убеждены в скорых переменах и ждут старта большой работы.<BR><BR>-- Только ли от воли Президента и Правительства РФ зависит то, как пойдут дела в Калининградской области?<BR>Владимир Егоров: От воли Президента в нашей стране зависит все. Для нас его позиция является определяющей. Дальше -- развитие всех составляющих этой позиции. Позиция Президента не раз озвучивалась: Калининградская область -- мост между Европой и Россией, площадка для создания модели взаимоотношений между ними. В Калининградской области можно отстроить этот механизм с наименьшими потерями. Грех не воспользоваться тем, что мы сейчас работаем с двумя экономиками. После распада СССР мы лишились 90% поставок сырья и комплектующих, и нужно было срочно что-то делать, чтобы жизнь в области не остановилась. Тогда после многочисленных экспериментов был принят Закон об особой экономической зоне. Теперь половина экономики области интегрирована с компаниями 50 стран, которые вложили свой капитал в 1604 совместных предприятия. Сейчас есть формула Президента, есть задание разработать программу развития до 2010 года, мы ждем только ее утверждения. Но это будет совместная работа, ее нельзя разделить на федеральную и областную части.<BR><BR>-- Приезжает к Вам иногородний предприниматель и хочет начать бизнес. Он сможет решить все формальности на месте, ему не придется ехать в Москву?<BR>Владимир Егоров: Конечно, зачем ехать. А если это значимое предприятие для области, то решением Калининградской областной думы после рассмотрения бизнес-плана на период окупаемости инвестиций его освободят от местных налогов.<BR><BR>-- Это будет сделано специальным законом?<BR>Владимир Никитин: Для освобождения каждого проекта от налогов в областной бюджет нужен специальный закон. Предложенный проект должен быть важным для региона, бюджетонаполняющим. Мы освобождаем от налога не из благотворительности. Естественно, проект кафе мы не будем освобождать, но если предприятие мощное, со средним сроком окупаемости 5 лет...<BR><BR>-- Какого рода предприятия более всего Вас интересуют?<BR>Владимир Никитин: Экономика региона сформировалась как импортозамещающая, большая часть предприятий области построена для сборочного производства. Комплектующие поступают из Польши, Германии, Италии, собираются у нас и поставляются в Россию. Задача-максимум -- возвращать эти комплектующие в готовом виде на Запад, но там нашу продукцию никто не ждет, а в России она вполне конкурентоспособна. Смысл закона об особой экономической зоне в том, что, если продукция произведена на территории зоны или доработана на 30% или более, она не облагается таможенными пошлинами. Это использует концерн BMW. Автомобили, собранные у нас, на $10 тыс. дешевле, при этом, по мнению немецких экспертов, они ничуть не хуже. Сейчас нам не важно, что будет производить новое предприятие. У нас освобождены от местного налога мясоперерабатывающие заводы, мебельные фабрики, спиртзавод, недавно построила свое производство продовольственная компания "Золотой петушок", вложившая $20 млн. Для Калининградской области это очень большой проект.<BR><BR>-- Насколько устраивает Вас Закон об ОЭЗ 1996 года?<BR>Владимир Никитин: К сожалению, из всего этого закона фактически действует одна статья. Закон очень помог области -- если бы не он, экономика и уровень жизни должны были скатиться донельзя. Благодаря ему мы удержались на общероссийском уровне. Но за 6 лет закон устарел, экономика требует иных подходов. Администрация Калининградской области подготовила законопроект, мы, законодатели, его рассмотрели и вышли в Госдуму с инициативой новой редакции этого закона. Добавлено будет многое. Кроме этого закона там предложения в федеральные законы, в частности в законы о границе, таможне, внешнеэкономической деятельности. Направлены все предложения на одно: большую либерализацию экономики Калининградской области и создание лучших условий для привлечения инвестиций.<BR><BR>-- В законодательстве Вы хотите идти впереди России всей?<BR>Владимир Никитин: Можем и должны.<BR>Владимир Егоров: А что, нам надо быть в хвосте, как сейчас, сохраняя язвы послевоенного времени? Наша область в инфраструктурном плане находится на послевоенном уровне. У нас своей электроэнергии только 4%, мы газифицированы на 25%, у нас дороги не соответствуют европейским нормам, таможенно-пограничные переходы никуда не годятся. Такая система не может быть законсервирована, если будем ее такой держать, то отстанем навсегда. Поэтому и предусмотрено до 2010 года вложение 93 млрд рублей, в основном они пойдут в инфраструктуру и социальную сферу. На словах мы находимся в центре внимания, а фактически -- на задворках процессов, которые динамично развиваются в том же Петербурге или Ленобласти. Наша задача -- привести в порядок свое хозяйство, чтобы цивилизованность иметь не только в Калининграде, но и на всей территории области.<BR>-- Вы не слишком надеетесь на Президента и Правительство? По-настоящему жизнь меняется, когда в процессе принимают участие массы населения, в первую очередь предприниматели, именно им нужно зажечь зеленый свет.<BR>Владимир Егоров: Им зажжен зеленый свет в 1996 году. Кто им воспользовался, тот идет вперед. У нас очень динамично развиваются отношения с Польшей, Литвой, Германией, Швецией, Белоруссией. Другое дело -- нас опасаются из-за нестабильности, из-за ярлыков, которые навешиваются на Калининградскую область. Кроме того, многие вообще не знают о нас. Мы недавно были в Дании, там очень удивились, узнав о ст. 7 Закона об особой экономической зоне. Они построили завод по производству ламп в Петербурге, хотя могли бы у нас. Они только теперь узнали, что у нас им было бы лучше. Но завод уже построен и работает. Калининградская область должна быть известна европейскому сообществу, и в первую очередь бизнесменам.<BR><BR>-- Вы не чувствуете, что в ожидании открытия занавеса многие европейские страны и компании начали смотреть на область алчными глазами?<BR>Владимир Никитин: Я думаю, что к экономической экспансии нужно стремиться. Политическую сторону мы оставляем, многие, наоборот, боятся упреков в реваншизме, Германия, например, могла бы усилить свое экономическое присутствие. Вы сказали, что мы не можем быть впереди России всей. А как трактовать слова Президента о том, что Калининград должен быть пилотным регионом в отношениях России с Европой? Ведь Россия -- гигантское государство, которое нельзя сразу привести к европейским стандартам и ценностям. А на территории маленькой Калининградской области, расположенной в центре Европы, можно апробировать модели взаимоотношений России с Европой, которые впоследствии могут быть перенесены на всю Россию.<BR>Владимир Егоров: Я не ощущаю этой алчности, мы бы хотели, чтобы она была. При минимальных расстояниях до европейских столиц у нас нет ни одного дочернего иностранного банка. Это крупнейшее упущение, которое тормозит наше развитие. Когда инвесторы приходят, они спрашивают: как мы можем быть защищены от 1998 года? С нашими банками они не хотят работать.<BR><BR>-- Вокруг Калининграда очень много политики. Не отпугивает ли это бизнес?<BR>Владимир Егоров: Какая у нас политика? Есть география. Наоборот, имеют место быть экономические вопросы, влияющие на политику, связанные прежде всего с расширением ЕС. Мы ставим перед Европой вопрос, как бы нам не оказаться оторванными от основной части России. Мы работаем с нашим МИДом, чтобы был сохранен безвизовый режим с Литвой, Польша отложила введение визового режима. Но это все оттяжка по времени. Что будет потом?<BR>Для того чтобы выписать загранпаспорта всем жителям Калининградской области, понадобится 20 лет. Кто нам даст этот срок? Мы должны знать, какой будет режим жизни, мы хотим, чтобы были на деле обеспечены права человека на свободу перемещения. Это тонкий вопрос, для Европы он всегда был на первом месте. Разве мы и Европа можем признать, что жители Калининградской области живут в резервации? В этом вопросе политика, а не в наличии военно-морской базы. В Голландии они тоже есть. Или их нет в Петербурге?<BR><BR>-- Что Вы хотите от Калининградского порта и что Вы готовы ему дать?<BR>Владимир Егоров: Наш порт сейчас занят традиционными российскими экспортными грузами. Это металл, уголь, лес, нефть. Практически все это идет через территорию Литвы. Вместе с министерствами транспорта России и Литвы мы прорабатываем проект "2К": Клайпеда -- Калининград. Клайпеда находится в более выгодном положении, и сейчас там на 47% -- российские грузы. В перспективе мы планируем создать глубоководный порт в Балтийске, равноценный по глубинам Клайпедскому, создать грузопассажирскую паромную железнодорожно-автомобильную линию, которая свяжет Усть-Лугу с Калининградом, с выходом на порты Германии. Сейчас проект находится в разработке.<BR>Говорить о переводе Калининградского порта в число каботажных нет оснований, если, конечно, мы не останемся на выжидательных позициях и будем смотреть, как развивается порт Петербурга. Работа идет с пониманием перспектив работы Транссибирской магистрали. Нет, не мы к ним присоединимся, а они к нам: грузы-то идут в Европу и из Европы. Если мы хотим иметь перспективу Калининградского порта, значит, должны осуществлять вложения. Пока портовый комплекс области находится на уровне судов в 25 тыс. тонн, а это вчерашний день. Для реализации портовых планов необходимо около 8,5 млрд рублей, эти средства предоставит федеральный бюджет. Планируется привлечение и частных капиталов. Нам очень важно иметь утвержденную программу -- тогда можно будет сказать, что есть правительственные гарантии, а не только наши воздушные замки.<BR><BR>-- Есть у Вас уже сейчас проекты, которыми Вы могли бы удивить страну?<BR>Владимир Егоров: В этом году мы закончим монтаж 20 ветроустановок общей мощностью 4,5 МВт. Этот демонстрационный проект осуществляет Дания. Прорабатывается вопрос более мощного ветропарка.<BR>25 сентября мы определились, что будет профинансировано сооружение мусороперерабатывающих предприятий. Под гарантии Правительства РФ $65 млн выделяет Северный инвестиционный банк. Этот проект позволит ликвидировать свалки в области.<BR><BR><B>подготовил андрей ситников</B>