Что скрывается за модным словом "коучинг"

Термин "коучинг" (coaching) пока звучит непривычно и непонятно. В кругах же западных бизнесменов он употребляется так же часто, как "прибыль" и "рецессия".

<BR><BR>Термин "коучинг" (coaching) пока звучит непривычно и непонятно. В кругах же западных бизнесменов он употребляется так же часто, как "прибыль" и "рецессия".<BR>В русском языке используется его примерная транскрипция -- коучинг -- из-за того, что он означает нечто существенно большее и иное, чем простой перевод: "наставлять, тренировать, подготавливать".<BR><B>Совместная</B><BR><B>ответственность</B><BR>Сегодня в России коучинг -- пока эксклюзивная работа консультантов в качестве "личного тренера" менеджера. Назовем этот коучинг внешним. Иногда организации приглашают такого тренера для работы с персоналом.<BR>Прежде всего коучинг -- это взаимодействие партнеров, несущих равную ответственность за происходящий процесс. Взаимодействие направлено на достижение целей, обозначенных клиентом в начале совместного пути. И коучинг -- это действительно путь, движение к желаемому результату, который клиент и консультант проходят вместе.<BR>Часто руководителю трудно обсуждать какие-то вопросы с подчиненными в силу различных причин, а с руководителями своего ранга -- в силу необходимости действовать в условиях конкуренции. С консультантом возможно установление доверительных отношений в условиях полной конфиденциальности. Кроме того, технология коучинга такова, что не требует детализации и подробностей. Коучинг проходит в виде встреч "один на один". Клиентами при этом также могут быть группы, команды.<BR>В ходе консультаций-тренировок используются специальные методики, направленные на раскрытие потенциала личности для максимизации ее собственной производительности и эффективности. Длительность коучинга определяется на первой встрече, качество -- исключительно достижением поставленных целей. Особенно полезным внешний коучинг может быть, когда руководству необходимо произвести изменения в организации. Это всегда вызывает активное и пассивное сопротивление у достаточно большой части коллектива. Коучинг же позволяет такое сопротивление минимизировать и, соответственно, произвести изменения максимально эффективно и с наименьшими потерями.<BR><B>Осознание реалий</B><BR>На Западе активно применяется и внутренний коучинг. В работе он представляет собой особым образом организованный процесс общения коуч-менеджера с подчиненными. И это уже действительно совершенно новый стиль менеджмента. Общение организуется менеджером таким образом, что сотрудники полностью осознают существующие реалии, их плюсы и минусы, причем не только реалии внешнего мира, но и внутри самих себя. На этой основе подчиненные выбирают максимально эффективные пути решения стоящих перед ними задач и таким образом берут на себя ответственность за качественное их выполнение.<BR>К чему это приводит? Как свидетельствуют западные авторы, несомненными результатами коучинга являются: улучшение продуктивности деятельности каждого сотрудника и коллектива в целом, улучшение взаимоотношений в коллективе и сплочение команды, которая приобретает способность быстро и эффективно реагировать в критических ситуациях, то есть большую гибкость и адаптивность к изменениям.<BR>Что же может способствовать "прорастанию" в российскую почву как внешнего, так и внутреннего коучинга?<BR>Во-первых, естественно, чисто экономические причины: возрастающая конкуренция на рынке, технологические инновации и т.д.<BR>Во-вторых, демографическая ситуация в России заставляет искать какие-то нетрадиционные пути повышения производительности труда, так как снижается процент людей самого продуктивного (30-40 лет) возраста. Коучинг позволяет организациям путем минимальных затрат не просто подняться на следующую ступеньку (чему в большей степени служит внешний коучинг), но, главное, приобрести способность осуществлять движение и развитие в нужном темпе, как бы опережая на шаг изменения вне организации.<BR>В-третьих, суть нового подхода заключена в раскрытии и приведении в действие системы мотиваций, внутренне присущей человеку вообще и жителю определенной страны, носителю определенной культуры в частности. В этом контексте трудно переоценить роль нового подхода для нашей страны. Предпринятые в течение последнего десятилетия попытки копирования методов менеджмента, развитых в предыдущие годы в странах западной цивилизации, показали во многих случаях, что они нуждаются в серьезной адаптации для нашей страны в текущий исторический период. Причем в этом в значительной мере убедились и западные менеджеры, приезжающие работать в Россию.<BR>