Для инноваций не хватает культуры

Борис Салтыков, президент Ассоциации "Российский дом международного научно-технического сотрудничества".

<BR><BR>Борис Салтыков, президент Ассоциации "Российский дом международного научно-технического сотрудничества". <BR>"Раньше государство не продавало, а "проталкивало" инновации на внутреннем рынке, коммерческая деятельность велась только на внешнем рынке. Даже в пик расцвета Советского Союза, в середине 80-х годов, США продавали этого товара примерно на $8-8,5 млрд в год, а СССР Д на $200 млн, но самое страшное, что продавалось, как мы шутили, "серое вещество". Доминировали крупные КБ, НИИ, опытные заводы.<BR>Естественно, в новых для России рыночных условиях ситуация противоположная. Появилась очень сложная система, состоящая из гигантского количества независимых хозяйствующих субъектов. В инновационном процессе появились те самые агенты, которые доводят новшества до продажи, до использования в экономике. Инновация может создаваться на любой стадии этой многоцикловой модели, не обязательно в фундаментальной науке. Мы переходим от простой иерархической схемы управления к сетевым системам. <BR>Но в нынешней России отсутствуют бизнес-инфраструктура и культура. Отсутствуют развитый фондовый рынок, соответствующие агенты рынка, в том числе венчурный способ инвестирования. Отсутствие бизнес-культуры Д очень важное и почти непреодолимое препятствие, потому что оно лежит в сфере общественного сознания, на уровне базовых ценностей". <BR>