Алкогольный рынок напрягся в ожидании взрыва

Конфликт на алкогольном рынке, связанный с нежеланием ряда крупных поставщиков спиртных напитков клеить на свою продукцию региональный контрольный знак (РКЗ), ежемесячно уменьшает доходы операторов алкогольного рынка и местного бюджета на десятки миллионо

<BR><BR>Конфликт на алкогольном рынке, связанный с нежеланием ряда крупных поставщиков спиртных напитков клеить на свою продукцию региональный контрольный знак (РКЗ), ежемесячно уменьшает доходы операторов алкогольного рынка и местного бюджета на десятки миллионов рублей.<BR>В №151/01 "ДП" писал о том, что в конце августа производители и поставщики алкогольной продукции направили открытое письмо губернатору Петербурга с просьбой отменить РКЗ и ликвидировать институт уполномоченных алкогольных баз. Однако ситуация с тех пор практически не изменилась. Участники рынка по-прежнему терпят убытки. Руководители нескольких алкогольных компаний рассказали "ДП", почему они настаивают на отмене существующего в Петербурге порядка регулирования алкогольного рынка.<BR>"Знаковое" <BR><B>противостояние</B><BR><BR>Дмитрий Новиков, юрист ОАО "Темп Первый" (ФОТО): <BR>"Суть наших проблем такова. В городе существуют так называемые РКЗ и разрешения на право продажи алкогольной продукции. И разрешения, и РКЗ изготовляются организацией под названием "Петербургалкогольконтроль" (ПАК). Разрешения выдаются налоговой полицией на уполномоченных алкогольных базах.<BR>Уполномоченные базы Д это отобранные по конкурсу поставщики алкоголя, на которых располагаются посты налоговой полиции.<BR>Выдача разрешений Д платная процедура. Себестоимость акцизной марки Д 34-40 копеек. ПАК продает их уполномоченным базам за 1,32 рубля. А уполномоченные базы делают рубль наценки и продают ее тем поставщикам алкогольной продукции, которые хотят поставлять алкоголь в розничную сеть. Все это преподносится как контроль за легальностью оборота алкогольной продукции.<BR>Процедура оборота алкоголя на уполномоченных базах регулируется двумя распоряжениями губернатора: №12-р от 23.07.98 и №293-р от 22.03.99. Этими распоряжениями созданы уполномоченные базы, ГУП "Петербургалкогольконтроль" и вся эта система. До недавнего времени все алкогольные компании клеили этот самый РКЗ, получали разрешения, и серьезных проблем не было. Распоряжения губернатора соответствовали федеральному законодательству, и у нас не было оснований для их невыполнения. Но с недавних пор законодательство об акцизах изменилось. Вступила в силу вторая часть Налогового кодекса, а также новая редакция федерального Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (№18-ФЗ от 01.01.99). И теперь, по нашему мнению, распоряжения губернатора перестали соответствовать федеральному законодательству. Однако определенные чиновники городской администрации, в частности те, кто получает доход от РКЗ, заинтересованы в сохранении действующего порядка. На все наши обращения в государственные органы мы получали разные, в том числе довольно оригинальные, ответы.<BR>Например, есть ответ первого заместителя министра РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Наталии Фонаревой. Она подтверждает, что некоторые распоряжения губернаторов о регулировании алкогольного рынка незаконны. Не только в Петербурге, но и в других регионах. Однако есть ответы из канцелярии губернатора Петербурга, из Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППТ), "Петербургалкогольконтроля", где говорится, что все законно".<BR><BR>Владимир Царев, генеральный директор ООО "Торал" (ФОТО): <BR>"В Ленинградской области и некоторых других субъектах Федерации отменили региональные контрольные знаки, как только поменялось федеральное законодательство. В Петербурге этого не произошло".<BR><BR>Владимир Евстратьев, заместитель генерального директора ЗАО "Ладога" (ФОТО):<BR>"В 1998 году Петербург был первым регионом, который ввел контроль за входящим алкоголем. Тогда же был введен региональный контрольный знак, с помощью которого удалось отсечь от рынка значительную долю некачественного алкоголя. Владимир Яковлев докладывал об этом как о положительном опыте на Совете Федерации и в Госдуме. Потом этот опыт был распространен на другие регионы. По сути, региональная специальная марка, которая теперь клеится по всей стране, Д это тот же РКЗ, одинаковый для всей страны. Марка содержит ту же учетную информацию, что и РКЗ, и даже по внешнему виду идентична ему.<BR>Часть операторов рынка сейчас продолжает клеить РКЗ. Однако крупнейшие компании, контролирующие 85% рынка, считают это незаконным.<BR>Все федеральные контролирующие органы Д налоговая полиция, налоговая инспекция, торгинспекция Д замерли в ожидании решения губернатора. После вступления в силу второй части Налогового кодекса губернатор дал распоряжение привести этот порядок в соответствие федеральному законодательству. С тех пор прошло более 3 месяцев, однако КЭРППТ до сих пор никакого вразумительного документа не выпустил. Чиновники комитета никак не могут разработать временный порядок прохождения контроля алкогольной продукции. И все это время говорят нам, чтобы мы действовали в соответствии со старым порядком. Получается, как в том анекдоте: "Жарьте рыбу". Д "А рыбы нет". Д "Жарьте, рыба будет".<BR>Получается, что губернатор поручил своим подчиненным привести нормативную базу в соответствие с федеральным законодательством, однако они затягивают этот процесс".<BR><BR>Николай Царев, генеральный директор ООО "Алко-Балт" (ФОТО):<BR>"Три года назад региональный контрольный знак вводился для того, чтобы отсечь нелегальных поставщиков. Которые не платили акцизы и продавали дешевую водку. Другая цель была Д чтобы на рынке было больше питерской продукции, с которой акциз поступал в местный бюджет. Сейчас ситуация поменялась: вся привозная водка дает в местный бюджет такой же акциз, что и петербургская. Поэтому прежний порядок контроля утратил смысл".<BR><B>ПАК запугивает </B><BR><B>магазины</B><BR>Оптовые поставщики алкоголя, отказывающиеся от использования РКЗ, говорят, что городская администрация пока не применяет к ним никаких карательных мер. Однако оптовики страдают из-за того, что розничные торговцы отказываются брать алкогольную продукцию без РКЗ. Это происходит потому, что розница испытывает давление со стороны ГУП "Петербургалкогольконтроль".<BR>В распоряжении "ДП" есть копии нескольких актов проверки магазинов сотрудниками ГУП. В этих актах проверяющие указывают директорам магазинов на то, что часть продаваемой алкогольной продукции не имеет РКЗ, и предписывают письменно сообщить об устранении нарушений в "Петербургалкогольконтроль".<BR>Часть торговцев в результате таких проверок обратилась к оптовикам с просьбой оформить возврат алкоголя или разъяснить, возможна ли его продажа в розницу. Одна заведующая магазином в пояснительной записке в ЗАО РВТД "Росалко-Нева" написала, что проверяющие устно указали ей вернуть продукцию без РКЗ поставщику в кратчайший срок.<BR><BR>Дмитрий Новиков: <BR>"Петербургалкогольконтроль" является государственным унитарным предприятием, то есть это коммерческая организация. Цель ее создания Д получение прибыли. Это обыкновенный хозяйствующий субъект. <BR>Сейчас сотрудники ПАК занимаются тем, что ходят по магазинам и составляют акты о том, в каких магазинах продается алкогольная продукция без РКЗ".<BR><BR><B>Владимир </B><BR>Евстратьев:<BR>"ГУП, как коммерческая организация, не имеет никакого права контролировать розничную торговлю. Но его сотрудники кровно заинтересованы в сохранении старого порядка. Они ходят по магазинам, составляют акты, т.е. просто запугивают розничных торговцев алкоголем. Эти акты не имеют никаких последствий. Продукция временно изымается из оборота, потом возвращается. При этом с директоров магазинов требуют объяснения, почему они реализуют продукцию без РКЗ. <BR>Это все равно как если бы любая из наших коммерческих организаций начала проверять магазины и требовать с них объяснения, почему они продают продукцию с РКЗ. И требовать отчета о принятых мерах".<BR><BR>Валерий Кононенко, генеральный директор ОАО "Темп Первый" (ФОТО): <BR>"Из-за действий "Петербургалкогольконтроля" мы сейчас работаем на 40% мощности. Та продукция, которая стоит у нас на складах, не находит спроса со стороны запуганных розничных торговцев. Магазины не хотят брать нашу продукцию, боясь лишиться лицензии. Они предпочитают брать импортный товар, к которому нет вопросов, или продукцию с наклеенными РКЗ".<BR><BR>Владимир Царев: <BR>"Зайдите сегодня в любой магазин Д вы увидите, что ассортимент продаваемого алкоголя резко сократился. В результате растет оборот нелегальной продукции в ларьках и павильонах "24 часа". А законопослушные торговые точки предпочитают постоять без товара, нежели лишиться лицензии".<BR><BR>Оптовики также получают угрозы Д со стороны чиновников городской администрации. Однако они предпочитают не оставлять занятых позиций и готовятся в случае применения силы дать отпор.<BR><BR>Николай Царев: <BR>"КЭРППТ разослал всем заводам Д изготовителям алкогольной продукции и организациям розничной и оптовой торговли письма о том, что, если мы будем торговать без РКЗ, будем лишены аккредитации. А если мы лишимся аккредитации, то утратим возможность поставлять продукцию в розничную сеть".<BR><BR>Владимир Евстратьев: <BR>"В случае если к нам будут применяться какие-либо силовые действия, мы будем обращаться в суд".<BR><BR>Дмитрий Новиков: <BR>"Распоряжение губернатора может быть признано незаконным в Конституционном суде (КС). В КС могут обращаться определенная часть Госдумы, Президент, Совет Федерации, местные депутаты. Обращение туда рядовых граждан определенным образом затруднено: это долго и дорого. Рассмотрение дела в КС также требует довольно длительного времени. Поэтому мы вынуждены пока защищать свои интересы вне суда, обращаясь к общественному мнению".<BR><B>Большие </B><BR><B>алкогольные деньги</B><BR><BR>Валерий Кононенко: <BR>"По нашим данным, "Петербургалкогольконтроль" за 2000 год собрал более 100 млн рублей. Эти деньги были получены совершенно законно, однако в бюджет города не попало ни копейки Д все пошло на содержание самого ГУП".<BR>Константин Турченко, генеральный директор ООО "Корд": <BR>"Можно рассчитать, сколько переплачивают за алкоголь жители Петербурга из-за существующего порядка контроля. В месяц, по данным того же "Петербургалкогольконтроля", в городе реализуется порядка 7 млн бутылок крепкого алкоголя. При средней стоимости бутылки 50 рублей выручка составляет 350 млн рублей. Удорожание продукции после наклейки РКЗ составляет около 10%. 2,3 рубля стоит марка. Иногородние поставщики прибавляют в среднем рубль к оптовой цене, потому что петербургские оптовики дольше возвращают им деньги. Задержка происходит из-за того, что оптовику приходится везти алкоголь на оптовую базу и ждать, пока там грузчики перетарят все бутылки и перепишут вручную номера акцизных марок на каждой из них. Транспортировка также стоит денег, а при погрузке-выгрузке неизбежно возникает бой товара. Кроме того, в процессе переписывания номеров происходят технические ошибки, из-за чего бывает возврат товара, снова транспортировка и т.д. В результате, по самой скромной оценке, к цене бутылки добавляется 4-5 рублей. То есть в месяц горожане должны заплатить за алкоголь лишних 30-35 млн рублей".<BR><B>В обход закона</B><BR><BR>Валерий Кононенко: <BR>"Вопрос еще и в том, как законно организовать процедуру наклейки РКЗ. Например, мы получили статус акцизного склада. Но мы Д не уполномоченная база. Значит, на своем складе наклеивать РКЗ не имеем права. КЭРППТ нам говорит: "Отвезите продукцию на уполномоченную базу, чтобы наклеить РКЗ". Но, по закону, мы имеем право отгрузить продукцию только покупателю Д магазину или другому оптовику". <BR><BR>Владимир Евстратьев:<BR>"Раньше было проще. Я покупал водку со 100% акциза и делал с ней все, что хотел. Она являлась моей собственностью. Я мог поставить ее на уполномоченную базу, мог передать на ответственное хранение, отдать в залог, продать или вернуть поставщику. Сегодня, получив водку на акцизный склад, я имею право переместить ее только в розницу или на другой акцизный склад. Понятие "уполномоченная база" в Налоговом кодексе отсутствует. Для того чтобы наклеить РКЗ, я, стало быть, должен создать "прокладку", то есть фирму-однодневку, продать ей товар, чтобы ко мне потом вопросов не было, а уже эта фирма отвезет бутылки на уполномоченную базу. Некоторые оптовики, которые клеят РКЗ, так и поступают".<BR><BR>Владимир Царев: <BR>"Можно сказать, что мы не клеим РКЗ, потому что не можем сделать это без нарушения закона". <BR><BR>Валерий Кононенко: <BR>"Вторая часть Налогового кодекса разрешает перемещать товар с акцизного склада только при наличии на накладной штампа налоговой инспекции "вывоз разрешен". Инспекция ставит такую печать только в том случае, если я товар кому-то продаю. Уполномоченная база может заключить со мной договор на оказание услуг по оклейке продукции региональными контрольными знаками. Но по такому договору вывозить продукцию с акцизного склада нельзя. Налоговая инспекция стоит в этом вопросе насмерть: "Ни на какие уполномоченные базы вывозить продукцию не дадим".<BR>Наклеивать РКЗ прямо на акцизном складе налоговики тоже не разрешают: акцизный склад, говорят, предназначен только для наклейки акцизных марок.<BR>В принципе, можно заключить формальный договор купли-продажи с уполномоченной базой, но она на это не пойдет, потому что рискует при этом. Я могу отказаться забирать товар обратно, а потребовать вместо этого денег. В результате уполномоченная база будет завалена алкоголем, который вынуждена будет сама пристраивать в розницу.<BR>Возникает вопрос: как клеят РКЗ те, кто их клеит? Может быть, налоговые инспектора на акцизных складах закрывают глаза на нарушения закона? Они либо разрешают вывозить товар на уполномоченные базы, либо разрешают клеить РКЗ прямо на акцизном складе".<BR><B>РКЗ как орудие </B><BR><B>конкурентной борьбы</B><BR><BR>Дмитрий Новиков: <BR>"В существовании РКЗ заинтересованы не только руководители ГУП "Петербургалкогольконтроль", но и некоторые близкие к чиновникам поставщики алкоголя". <BR><BR>Валерий Кононенко: <BR>"Два года подряд, обычно перед Новым годом, ПАК переставал выдавать РКЗ поставщикам алкоголя, ввозящим в Петербург продукцию из других регионов. Причины приводились самые разные: говорили, что испортился станок, знаки получились бракованные, электричество отключили. Это могло длиться день-два, а то и три. В это время те организации, которые знали, что будет сломан аппарат, и запасли РКЗ заранее, продолжали спокойно торговать. А все знают, что ноябрь и декабрь дают годовой оборот алкоголя".<BR><BR>Николай Царев: <BR>"ГУП использовал РКЗ как шлагбаум для пропуска оптовиков на рынок".<BR><B>Позиция</B><BR><B>чиновников администрации Петербурга по вопросу о правомерности существующего порядка контроля на алкогольном рынке</B><BR>Председатель Административного комитета администрации СПб Михаил Михайловский в ответе на запрос ООО "Алко-Балт" пишет, что, в соответствии с п. 2 ст. 193 Налогового кодекса, запрещается реализация алкогольной продукции, производимой на территории РФ... без маркировки федеральной и региональной специальными марками, а также с иной маркировкой. По мнению чиновника, федеральное законодательство "не отменяет требование, установленное Распоряжением губернатора Петербурга №293-р, об обязательном наличии на каждой единице алкогольной продукции регионального контрольного знака".<BR><BR>Заместитель руководителя Теруправления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Петербургу и Ленобласти Юрий Матыцин в ответе на запрос ООО "Алко-Балт" указал, что основания для признания Распоряжения губернатора №293-р противоречащим антимонопольному законодательству отсутствуют.<BR><BR>Исполняющий обязанности председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации СПб (КЭРППТ) Сергей Ветлугин в ответе на запрос говорит, что при участии комитета готовится проект распоряжения администрации СПб, регламентирующий "временный порядок прохождения обязательного контроля за качеством и безопасностью алкогольной продукции". Он сообщает, что принять окончательное решение по вопросу о законности маркирования алкогольной продукции РКЗ будет можно позже. <BR><BR>Губернатор Петербурга Владимир Яковлев косвенно подтверждает незаконность существующего порядка контроля алкогольного рынка. Отвечая на запрос Комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ, он сообщает, что временный порядок прохождения обязательного контроля качества и легальности алкогольной продукции разрабатывается "в целях обеспечения реализации в СПб... полномочий субъектов РФ по проведению государственного контроля качества, объемов производства и оборота алкогольной продукции... без нарушений налогового законодательства".<BR><BR><BR>Наталия Фонарева, первый заместитель министра Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства:<BR>"Анализ, проведенный МАП по нарушениям антимонопольного законодательства на рынке производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, показал несовершенство действующей системы госконтроля качества алкогольной продукции. Значительная часть субъектов РФ (а в ряде случаев и органов местного самоуправления)... ввела незаконные, по мнению МАП, ограничения на оборот алкогольной продукции в виде требования дополнительных испытаний этой продукции и наклейки так называемых региональных идентификационных марок, приобретаемых за плату... Следует обратить внимание на неоднозначность судебной практики по данному вопросу. Так, часть судебных решений признает действия региональных властей по введению различных "защитных мер" незаконными. Другие судебные решения, напротив, выносятся в пользу региональных властей, хотя имеют место совершенно аналогичные "защитные меры".<BR>(Из ответа на запрос депутатов Госдумы)<BR>