Правительство "ломает" госаппарат

Реформу государственной службы можно рассматривать как первый этап административной реформы, которая предполагает переустройство государственного управления в целом.

<BR><BR>Реформу государственной службы можно рассматривать как первый этап административной реформы, которая предполагает переустройство государственного управления в целом. <BR>До последних дней реформирование как госаппарата в частности, так и государственного устройства в целом было одной из самых "засекреченных" тем для общественности. <BR>Главная задача реформы Д повысить управляемость государства. Привести систему государственной службы в соответствие со сложившимися общественными, социальными и экономическими условиями. Следовательно, государство должно усилить управляемость в тех областях, где это необходимо, и оставить попытки влиять на ситуации, которые не требуют вмешательства властей. Как стало известно "ДП", для этого разрабатывают два стратегических направления: перестройку всей системы государственной власти и увеличение зарплаты чиновникам.<BR>На стол Президенту РФ Владимиру Путину в ближайшем будущем должны лечь предложения о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Рабочие группы и комиссии, участвующие в разработке реформы, должны придумать, как оптимизировать структуры органов власти и их аппараты, разграничить задачи, функции и полномочия, а также решить вопрос, кто и за что должен нести ответственность. <BR>По предварительным данным, административная реформа в первую очередь коснется межбюджетных отношений и правоохранительных органов.<BR>Будет решаться и кадровый вопрос, который, несомненно, коснется и региональных чиновников. В частности, рассматривается возможность наделить Президента РФ правом снимать региональных руководителей. <BR>Усиление вертикали власти, проведение в жизнь налоговой реформы, приведение нормативно-правовой базы регионов в соответствие с федеральным законодательством значительно ослабили позиции местных чиновников. Тем более что большинство из них не отличается профессионализмом, плохо владеет рыночной ситуацией, действует в интересах частных корпораций и кланов.<BR>Президент РФ в своем бюджетном послании уже заявил, что государственной службе нужны профессионалы, для которых единственным критерием деятельности является закон. Иначе государство открывает дорогу коррупции. Поэтому, видимо, административная реформа начнется с "чистки" кадров, а также с вопроса увеличения официальной зарплаты чиновникам. <BR>Как только предложения по административному реформированию будут подготовлены и одобрены Президентом РФ, потребуется менять действующее законодательство. Административно-кадровые реформы должны будут пройти через две палаты Парламента РФ. Вероятно, с нижней палатой проблем не возникнет, поскольку большинство конгрессменов, как правило, выступает в "единстве" с Президентом. Препятствия могут возникнуть в верхней, "прорегиональной" палате, особенно в части перераспределения полномочий между субъектами Федерации и федеральными округами.<BR><BR><B>Основные проблемы</B><BR><B> государственных </B><BR><B>служащих</B><BR><BR><B>n Низкая зарплата чиновников</B><BR><B>n Нечеткость их служебных прав</B><BR><B>и обязанностей</B><BR><B>n Отсутствие четких механизмов</B><BR><B>отбора и повышения по службе</B><BR><B>Основные направления</B><BR><B> реформирования</B><BR><B> госслужбы</B><BR><BR><B>n Оптимизация структуры</B><BR><B>государственных органов</B><BR><B>и их аппаратов </B><BR><B>n Разграничение задач, функций, полномочий и ответственности</B><BR><B>государственных органов</B><BR><B>и их подразделений </B><BR><B>n Приведение системы</B><BR><B>государственной службы</B><BR><B>в соответствие со сложившимися</B><BR><B>общественными отношениями</B><BR><B>и экономическими условиями </B><BR><B>n Разработка эффективных</B><BR><B>механизмов проведения кадровой</B><BR><B>политики </B><BR><B>n Повышение профессионального уровня государственных служащих </B><BR><BR><BR><B>Виктор Халанский, председатель правления</B><BR>ЗАО "Петербургский социальный коммерческий банк":<BR>"Принцип "пустить во власть богатых и они не будут брать взяток" уже давно доказал свою несостоятельность. Страной должны управлять прежде всего ответственные люди с государственным мышлением, которые пекутся не о собственном благополучии, а о судьбе страны, об интересах города. И чтобы выявить таких людей, надо проводить отбор чиновников на конкурсной основе в открытом порядке, а не решать этот вопрос келейно в министерствах и ведомствах. И заниматься этим отбором должны специальные органы, состоящие из видных общественных деятелей, таких, как Жорес Алферов, например". (И.М.)<BR><BR>Александр Хасанов, управляющий петербургским филиалом ОАО РИКБ "БашКредитБанк":<BR>"Чиновники на своих местах "берут" не потому, что получают маленькую, на их взгляд, зарплату. Здесь все зависит от характера человека, его совести и культуры. Многие ведь сознательно приходят в то или иное место, чтобы брать взятки. И повышением зарплаты их не остановить". (И.М.)<BR><BR>Наталья Пушкина, председатель совета директоров ЗАО "Страховая компания "БАЛВА":<BR>"Уровень коррупции не зависит от зарплаты чиновников. Ведь в ней задействованы очень высокие сферы, которые получают хорошую зарплату. Должна прежде всего измениться психология людей". (И.М.)<BR><BR><B>Яков Кусевицкий, генеральный директор ООО "Агентство</B><BR>недвижимости "Центр":<BR>"Повышение заработной платы чиновникам ничего не даст. Для решения проблемы коррупции необходимо в первую очередь создать систему подготовки и отбора чиновников на конкурсной основе с соответствующей системой тестирования. Наряду с этим важно дать ему социальные гарантии, защитить его интересы с точки зрения пенсионного обеспечения. Главное, чтобы он не нервничал. И нужно четко регламентировать права, обязанности и ответственность чиновника, причем сделать это гласно. Самое страшное для него Д это обратная связь". (А.Г.)<BR><BR>Валерий Израйлит, генеральный директор ОАО "Компания Усть-Луга":<BR>"Я считаю, что увеличение зарплаты Д это своевременная мера, поскольку повысятся уровень благосостояния и покупательная способность, что очень важно для нашей страны. Что же касается предложения поднять зарплату чиновникам, то работники высшего звена должны получать адекватную зарплату, достаточную для проживания. По моему мнению, на сегодня в России она должна составлять $800-1000, но никак не $5000 и выше. Повышение зарплаты, на мой взгляд, не решит проблему коррупции, поскольку в России иной менталитет". (О.Г.) <BR><BR>Леонид Вайсберг, президент ЗАО "Горно-металлургическая группа "Механобр":<BR>"Дефицит управленческих кадров действительно существует, ведь, чтобы привлечь толковых управленцев, необходимо заинтересовать их материально. Решит ли повышение зарплаты чиновникам проблемы коррупции? Я думаю, не решит. Это подтверждает и опыт других стран, где существует коррупция, несмотря на высокие оклады чиновников как среднего, так и высшего звена. Тем более будет обидно, если Правительство, решив проблему зарплаты одной бюджетной категории, забудет о других: врачах, учителях, военнослужащих". (О.Г.) <BR><BR>Александр Грач, директор ООО "Огрхимэкология":<BR>Чиновники Д это люди, которые привыкли незаслуженно получать деньги. И от этой привычки их может избавить разве что жесткая регламентация. Нужна терапия "кнута и пряника".А материальное стимулирование скорее всего не принесет вообще никакой пользы, тем более что повышать заработную плату в несколько раз государство пока не может.