00:0020 августа 200100:00
9просмотров
00:0020 августа 2001
В театрах, музеях, некоторых гостиницах Петербурга иностранцы платят специальную цену за входные билеты и прочие услуги.
<BR><BR>В театрах, музеях, некоторых гостиницах Петербурга иностранцы платят специальную цену за входные билеты и прочие услуги. <BR>Эти вопросы прокомментировал в своем письме в "Деловой Петербург" г-н Августо Лопес-Кларос, исполнительный директор крупнейшего инвестиционного банка Lehman Brothers International (London), работавший в 1992-1995 годах представителем МВФ в Москве. <BR>"Этим летом я был в Петербурге и пригласил друзей посмотреть балет "Бахчисарайский фонтан". 16 июля купил билеты в кассе на Невском проспекте. Когда я предъявил билеты, билетер обратила внимание на то, что перед этим мы оживленно беседовали не по-русски. Контролер спросила, работаю ли я в Петербурге. Я ответил, что нахожусь здесь по делу, но не живу постоянно. Мне было предложено пройти в кассу и купить "другой билет" по отдельно указанному тарифу. К началу первого акта мы конечно же опоздали. Поэтому в нашу ложу нас не пустили. Мы стояли в каком-то проходе и отчаянно вытягивали шеи, чтобы хоть что-нибудь увидеть. Лишь после антракта мы сумели пробраться на свои законные места.<BR>Для меня это происшествие было неприятным сюрпризом, напомнившим 90-е годы, когда в России был широко распространен ценовой контроль. В своих контактах с инвесторами я всегда доказываю, что Россия сейчас имеет рыночную ценовую систему и что цены отражают ситуацию на рынке. Этот случай в театре ярко напомнил, что некоторые методы контроля цен до сих пор присутствуют в российской действительности и, что более важно, они только искажают представления об экономике и влияют на экономические действия и экономическое законодательство. Позвольте мне объяснить. <BR>У меня нет сомнений насчет целей этой системы двойных стандартов: получить налог с нерезидентов, которые, предположительно, имеют более высокий уровень доходов, чем местные жители Д резиденты. Можно считать эту систему направленной на "поддержку" местных жителей, которые в другой ситуации не могли бы позволить себе посещать представления в Мариинском, если бы цены составляли $40 за место. Проблема в том, что ценовая дискриминация редко приводит к благому результату и очень часто навязывает денежную ношу на кого-то одного. <BR>Постоянно я живу в Лондоне, и в начале июля посетил гастроли Мариинского театра (он до сих пор называет себя Киров-балет на Западе). Не стоит говорить, что в Лондоне, как и в любом другом городе мира, претендующем на некий культурный вес, цена билета устанавливается так, чтобы максимизировать доход, включающий наличные деньги. Когда 6 июля мы посетили спектакль, который, между прочим, был просто великолепным, цены в партере были 70 фунтов стерлингов, или около $100 на человека. "Ковент Гарден" Д театр, в котором проходило представление, был заполнен. А я еще и купил билеты по крайней мере за 2 месяца. Никто в Лондоне не жалуется, что $100 Д чрезмерно. Хотя, если об этом подумать, это слишком много денег, чтобы отдать за вечер. <BR>Но если бы администрация "Ковент Гардена" попыталась, предположим, установить специальные цены для жителей Соединенного Королевства, их быстренько доставили бы в Европейский суд по правам человека, и я не сомневаюсь, что в этом случае они проиграли бы при любых обстоятельствах. На самом деле они, скорее всего, лишились бы своей лицензии на управление театром. Также, если бы они каким-то образом смогли создать категорию цен для "британских граждан" (предположим, 50% от цены при предъявлении британского паспорта), я уверен, что администрация Кировской труппы чувствовала бы себя достаточно напряженно, поскольку это бы означало, что артисты финансово поддерживают граждан Британии. Конечно, чем больше британцев смогут купить билеты по самой низкой цене, тем больше финансовых потерь может быть у Киров-труппы. Следовательно, общая прибыль будет ниже. Таким образом, я нахожу достаточно забавным, что пока Кировский театр гастролирует за границей, он получает выгоду от отсутствия ценовой дискриминации. А по возвращении в Петербург не испытывает больших проблем, создавая различные категории цен ("для иностранцев"), для которых посещение театра обходится в 4 раза дороже обычного. Кстати, я не слишком сомневаюсь, что подобный вид ценовой дискриминации, скорее всего, незаконен по Конституции России.<BR>Конечно, этот случай действительно изменил мое отношение к Петербургу. Для иностранных инвесторов идея "равных возможностей" чрезвычайно важна. Их нужно постоянно уверять в том, что законы будут для всех одни и те же. Страны, пытающиеся привлечь иностранный капитал, понимают это и, следовательно, идут по пути убеждения инвесторов в том, что условия для игроков будут равными и благоприятными. <BR>Был ли случай в Мариинском театре симптомом других подобных проблем в Петербурге и России для людей, желающих делать бизнес, а не только ходить на балет? Подобная неопределенность не слишком помогает при формировании дружеского и делового окружения".