00:0017 августа 200100:00
23просмотров
00:0017 августа 2001
Нашумевший проект ОАО "Петербургский трамвайно-механический завод" (ПТМЗ) по разработке новейшего трамвая ПТМ-2000 для столицы России может "проехать" мимо Москвы. Эра петербургских трамваев в столице отложена на неопределенный срок, так как столичные чин
<BR><BR>Нашумевший проект ОАО "Петербургский трамвайно-механический завод" (ПТМЗ) по разработке новейшего трамвая ПТМ-2000 для столицы России может "проехать" мимо Москвы. Эра петербургских трамваев в столице отложена на неопределенный срок, так как столичные чиновники разместили заказ на другом заводе.<BR>ПТМ-2000 был разработан по заказу ГУП "Мосгортранс" на собственные средства петербургского завода. Новый трамвай был создан с целью замены чешских вагонов "Татра Т3". По данным чиновников "Мосгортранса", доля чешских травмаев от общего числа составляет около 60%. По самым скромным подсчетам, модернизация и замена данной техники обошлась бы московской казне в сумму более 1 млрд рублей.<BR>Недавно петербургский вагон успешно прошел тестирование в межведомственной комиссии Министерства транспорта РФ. В теории это позволяет ПТМЗ продавать вагоны не только в Москву, но и в любой другой город России. На прошлой неделе в городских СМИ широкую огласку получил проект "современного петербургского трамвая для столицы", но практически никто не сообщил, насколько востребована эта техника в Москве.<BR>Как удалось выяснить "ДП", ПТМ-2000 не устраивает московских чиновников по ряду причин. Виталий Люлько, начальник отдела электротранспорта "Мосгортранса", пояснил, что, наряду с неоспоримыми преимуществами нового двигателя и системы асинхронного привода, трамвай отличается малой вместительностью (150 пассажиров) и недостаточной маневренностью. "ПТМ-2000 Д это только прототип, который требует основательной доработки, Д заявляет Виталий Люлько. Д А 500 чешских трамваев, которые сейчас ходят по рельсам столицы, будут модернизированы Московским трамвайно-ремонтным заводом или заменены на вагоны Усть-Катавского вагоностроительного завода. То есть маловероятно, что петербургский трамвай появится в Москве в ближайшее время".<BR>Но надежда петербургских вагоностроителей отхватить столичный заказ все еще теплится. "Может быть, в Москве будет проведен тендер между заводами, Д говорит Павел Соколов, технический директор ПТМЗ. Д Наш вагон обладает рядом значительных преимуществ. Во-первых, низкие затраты на эксплуатацию, связанные с использованием улучшенного двигателя переменного тока. Этот двигатель спроектирован с учетом климатических условий, то есть он невосприимчив к влаге и холоду. По нашим расчетам, затраты на эксплуатацию такого вагона в 2 раза меньше, чем затраты на вагон Т3. Во-вторых, расход электроэнергии снижен на 25%. А благодаря улучшенным амортизаторам трамвай едет тише". <BR>Кроме Москвы трамвай Т3 используется еще во многих городах. ПТМЗ ведет переговоры с Ижевском, Самарой. Обсуждается перспектива поставок вагонов в страны СНГ. Стоимость одного ПТМ-2000 составляет 5 млн рублей (чешский трамвай стоит около 9 млн рублей).<BR>В этом году Петербургским трамвайно-механическим заводом уже был выполнен заказ для Московской области на поставку 10 вагонов более старой модели ЛМ 99. Договор был пролонгирован еще на четыре вагона. Стоимость каждого Д около 3 млн рублей. Есть заказы из Казани, Усть-Каменогорска, но все они незначительны (по два-три вагона). За последние несколько лет производство ПТМЗ работало нестабильно. В 1999 году было выпущено 25 трамваев. В 2000 году ПТМЗ изготовил 16 вагонов. В 2001 году планируется выпустить 45 штук (выпущено 23).<BR>Павел Соколов связывает это с вынужденным сокращением штата, обусловленным отсутствием приличного государственного заказа. "Если в 1999 году мы теоретически могли собрать 300 новых вагонов в год, Д говорит он, Д то теперь называется цифра 100. С другой стороны, если прекратить работы по ремонту вагонов, то количество выпущенных трамваев может достичь 200-250 штук в год". Всего за 8 последних лет ПТМЗ выпустил 106 трамваев. Из них администрацией Петербурга приобретен 21 трамвай.<BR><B>Справка </B><BR>Петербургский трамвайно-механический завод основан в 1934 году. В 1993 году он был акционирован. Уставный капитал составил 21,7 тыс. рублей. По данным ФКЦБ, из этой суммы 75% составляют обыкновенные акции, 25% Д привилегированные. Крупнейшими акционерами завода являются КУГИ Петербурга Д 25,5%, генеральный директор ПТМЗ Николай Белик Д 13,4%, ООО "Делси" Д 11,1% (компания на 100% принадлежит Николаю Романовскому), ООО "Трейдпроект Роуз Интернэшнл" Д 5,4% (владельцы Д два физических лица), Минимущества Д 4,5%. Чистая прибыль ОАО за I квартал 2001 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 93 тыс. рублей и составила 290 тыс. рублей.<BR>В течение этого года ПТМЗ оказывался в гуще двух скандалов. Первый связан с желанием ООО "Делси" приобрести контрольный пакет акций ОАО и сместить нынешнего генерального директора (см. "ДП" №100/01). Второй случай связан с подозрениями в мошенничестве с бюджетными средствами руководством ПТМЗ городской прокуратурой (см. "ДП" №134/01). <BR>