Бизнес углубился в средневековье

Основные принципы бизнеса за последнюю 1000 лет не изменились. Алексей Дудин доказывает это делом: производит предметы средневекового обихода и успешно торгует ими.

<BR><BR>Основные принципы бизнеса за последнюю 1000 лет не изменились. Алексей Дудин доказывает это делом: производит предметы средневекового обихода и успешно торгует ими.<BR>Алексей давно живет двойной жизнью. Он принадлежит к так называемым реконструкторам Д энтузиастам, восстанавливающим одежду, доспехи, оружие давно прошедших времен. Реконструкторы объединяются в клубы, как правило, по историческим эпохам (самые многочисленные Д период наполеоновских войн, второй мировой, античного Средиземноморья и, конечно, средневековья). Время от времени реконструкторы устраивают большие фестивали, в ходе которых безжалостно лупят друг друга металлическими предметами, состязаются в роскоши и исторической достоверности костюмов, поют, танцуют и пируют с эпическим размахом.<BR>Но если для большинства участников реконструкторских действ это временное, хоть и любимое занятие, то для Алексея Дудина Д бизнес. Вот уже несколько лет он зарабатывает на жизнь, как средневековый ремесленник. "Этот бизнес ничем не отличается от того, что был 1000 лет назад. Разве что товар к покупателям доставляется не на верблюдах и ладьях, а по железной дороге", Д говорит Алексей.<BR><B>Эволюция</B><BR>Дудин долгое время возглавлял военно-исторический клуб "Копье", реконструирующий жизнь варяжской дружины Х-XI веков. Князь Атли (таково "варяжское" имя Алексея) водил дружину в бой на фестивалях и турнирах и одновременно изучал рынок.<BR>"Я начинал с изготовления доспехов и оружия для себя. Через это проходят все: кольчугу, шлем и меч реконструкторы, как правило, предпочитают делать самостоятельно. Основные предметы вооружения служат годами, но у человека остается потребность в одежде, обуви, снаряжении, украшениях. Это Д "товары массового спроса", и на них существует хороший спрос. На большие фестивали собираются по несколько сот участников и их сопровождающих, тысячи зрителей. Первым моя продукция нужна "для дела", вторым Д на сувениры".<BR>Алексей происходит из семьи потомственных елецких сапожников, и сам в детстве обучался приемам этого ремесла. Поэтому ему легко было освоить выпуск "средневековой" обуви. Образцы брал из научной литературы, копировал у реконструкторов из других клубов. Обувь была и остается самым ходовым товаром: кожаные подошвы служат не больше одного сезона, а красивые, исторически достоверные башмаки хочется иметь каждому. Попутно Атли начал производить другие изделия из кожи Д ремни, перчатки, подкольчужные рубахи, кисеты. Кожа широко использовалась в средневековье: практически весь рыцарский или викинговский доспех держится на кожаных ремешках. Затем настала очередь металла Д пришлось освоить литье бронзовых украшений и деталей оружия. Повторяя прогресс цивилизации, Дудин добрался до железа. Впрочем, ковать и вытачивать доспехи и оружие он обычно поручает профессионалам-металлообработчикам, сам лишь выдает им чертежи.<BR>"Сейчас я знаю, что могу изготовить почти любую деталь костюма, доспехов или вооружения от раннего средневековья и до ХХ века. Вопрос лишь в том, чтобы найти образец. Но с этим стало легче Д издано много книг по исторической реконструкции, очень много информации в Интернете", Д рассказывает Атли.<BR><B>Все взаправду</B><BR>На недавнем фестивале "Рыцарский замок" помимо обычных боев и турниров бойко шла торговля средневековыми римейками. Например, пара кожаных башмаков уходила за 350 рублей, шлем Д за 2,5-3 тысячи, простой меч Д за 1 тысячу рублей. Полное снаряжение простого латника "тянет" примерно на $2 тысячи. Среди специфического средневекового товара встречаются и гораздо более дорогие вещи. Одна царская кольчуга "XV века", клепаная и позолоченная, оценивается в $3 тысячи (интересно, что современная стоимость доспехов адекватна средневековой Д за снаряжение рыцаря с конем можно было купить 40-50 коров. Примерно та же пропорция сохраняется и сейчас).<BR>Впрочем, Атли считает, что на дорогих товарах много не заработаешь. "Гораздо лучше торговать мелкими, "расходными" вещами. Наконечники стрел и копий, боевые топоры, навершия и гарды мечей, бронзовые бляшки и подвески, кожаная амуниция Д вот что идет лучше всего. Иногда беру заказы на изготовление шлема или пары башмаков, снимаю мерку, а отдаю заказ и получаю оплату через несколько месяцев, при оказии. Такие сделки с отсроченной уплатой, кстати, тоже характерны для средневекового ремесла и торговли. Честное слово ценилось высоко, и обмануть можно было только один раз".<BR>Главное требование к "средневековым" товарам Д историческая достоверность. Реконструкторы Д народ придирчивый и в массе своей хорошо образованный. Любой костюм или доспех становится объектом пристального внимания "конкурентов", и для его владельца самое страшное Д быть уличенным в "неверности". Поэтому ремесленнику-торговцу необходимо обладать широчайшими познаниями о материальной и духовной культуре всей Европы от Атлантики до Урала на протяжении доброй 1000 лет. "Эта пряжка? Волжская Булгария, Х век. У викинга вполне могла быть. Во-первых, дружинная культура впитывала в себя все, с чем соприкасалась, во-вторых, как раз через булгар на Скандинавию шел мощный экспортный поток", Д примерно такими разговорами сопровождается продажа небольшой бронзовой загогулины. И тут же Атли объясняет непросвещенной туристке, кто такой бог Тор, изображенный на купленной ею подвеске. <BR>Период прямых продаж у ремесленника короток, крупные сборища реконструкторов проводятся только летом, и можно успеть посетить не больше трех-четырех за сезон. Все остальное время Атли работает над полученными заказами, добывает сырье и разрабатывает новые изделия. "Маркетинг Д великое дело. <BR>Нужно очень внимательно следить за рынком, на котором все время появляются новые тенденции, и предлагать соответствующий продукт. Например, в первой половине 90-х все поголовно увлекались Западной Европой, а сейчас стало гораздо больше клубов, реконструирующих Древнюю Русь. В последний год в Питере пошла мода на кельтов, на фестивалях стало появляться все больше "шотландцев". Значит, будут востребованы двуручные мечи Д клейморы. Это вещь штучная, дорогая, но обладатель двуручника на фестивале всегда будет в центре внимания, а это по большому счету и есть его главная потребность. Я выковал на пробу один клеймор, в Выборге у меня его "оторвали" в первый же день".