Виктор Черкесов: «Необходимо поддерживать равновесие»

Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах более года приводили региональное законодательство в соответствие с федеральным знаменателем. Теперь они приступают к решению новых задач.

<BR><BR>Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах более года приводили региональное законодательство в соответствие с федеральным знаменателем. Теперь они приступают к решению новых задач. <br>О них корреспонденту «ДП» рассказал полномочный представитель Президента РФ в Северо–Западном федеральном округе Виктор Черкесов.<br><br>— Отчитываясь в мае этого года о проделанной работе, Вы говорили о почти 100%–ном соответствии законов 11 регионов округа федеральному законодательству. Вопрос окончательно решен? <br>— Эта работа не может быть завершена. Многоуровневая система нашей нормативно–правовой базы требует от нас того, чтобы мы, оттолкнувшись от рассмотренных и приведенных в соответствие с федеральным законодательством региональных законов, приступили к анализу производных от них документов, принятых исполнительной и законодательной властью регионов. Несмотря на тотальный анализ регионального законодательства, мы выявляем десятки нарушений, которые остались вне поля зрения или были не так выпуклы. В принятой недавно Конституции Республики Карелия, несмотря на согласованность действий аппарата полпреда и местных властей и принятые наши пожелания, допущено несколько нарушений. <br>Но к этой проблеме нельзя подходить догматически, исходя из того, что федеральное законодательство хорошее, а региональное плохое. Федеральные законы небезупречны, значительная часть региональных законов вызвана к жизни пробелами в федеральном законодательстве. Анализ региональных законов выявляет и весьма удачные нормы, на их базе могут быть иници-ированы поправки в федеральные законы. Весь процесс имеет двухстороннее движение. <br>Еще раз хочу отметить его важность. Развитие экономики среди других обязательных столпов должно опираться и на единообразное и устойчивое законодательство. Без этого нельзя говорить о капиталоемких проектах. При лоскутном законодательстве невозможно развитие в межрегиональном масштабе. Кроме того, многие региональные законы не противоречат федеральным, но составлены так, чтобы можно было и деньги взять, где за дополнительное лицензирование, где за протаскивание через бюрократические схемы. Освобождая региональное законодательство от этого, мы создаем площадку для жизнедеятельности.<br>— Произойдут ли изменения в работе над региональным законодательством?<br>— Она разворачивается сейчас под несколько иным углом. Мы начинаем процесс разграничения полномочий федеральной и региональных властей. Это приведет к созданию новых законов всех уровней и к серьезному изменению круга функций и полномочий федеральной и региональных властей. Поле напряженности, а часто и поле, где теряется уровень ответственности, находится там, где есть предметы совместного ведения. Это фундаментальная для страны задача, которая будет решаться до середины следующего года, мы должны предложить пакет законопроектов, которые будут касаться политических и управленческих регуляторов. Все это серьезно повлияет на решение многих экономических вопросов. Завтра, во вторник, мы собираем первое совещание окружной комиссии, которая начнет анализ отношений региональных и федеральной властей в различных сферах.<br> <br>— Как Вы оцениваете экономическое положение Северо–Запада? Какие направления в экономике можно и нужно стимулировать к росту в первую очередь? <br>— В течение всего времени работы института полпреда в Северо–Западном округе мы рассматривали и угрозы в экономике, и позитивные сигналы. Мы понимаем, что округ разнороден, территории неравноценны по ресурсным возможностям и по структуре промышленности. При регионализации субъекты были вынуждены свои проблемы решать сами из–за слабых возможностей федерального бюджета и в силу региональной политики, которая существовала в 90–е годы. Поэтому регионы опирались на то, чем располагали. Новые предприятия появились только в пищевой промышленности, в сферах обслуживания и высоких технологий. Большинство регионов сегодня держится на том, что было построено 10, 20, 40 лет назад, или было дано им природой. Динамику роста в последние 2–3 года нам дали крупные предприятия, которые до этого пережили самые трудные для себя времена, казалось, они безвозвратно потеряли технологические возможности, кадры, рынки сбыта.<br>Сегодня они вернули себе положение лидеров экономики регионов. Но в этом есть и фундаментальная угроза, экономика Северо–Запада остается экономикой добывающей или осуществляющей грубую переработку. Зарубежные инвестиции идут именно в эти отрасли. Мы, к сожалению, не сделали сильных шагов, для того чтобы невыгодная для России пропорция изменилась. Например, построить в Карелии или Псковской области крупные деревообрабатывающие предприятия мы пока не можем.<br>— Как можно переломить этот вектор развития?<br>— Я не претендую на роль экономического пророка. Северо–Запад — это часть России; предполагать, что мы выберем модель развития, не связанную с курсом экономического развития страны, несерьезно. Перспективным для нас будет то же, что и для всей страны, — создание среды, которая была бы благоприятна для внедрения новых технологий. Но сегодня мы живем за счет того, что сделано много лет назад. Если мы увлечемся поддержкой новых технологий в ущерб развитию предприятий, которые называем несовременными, то потеряем то, за счет чего мы живем сегодня. Но угроза со стороны «старой» экономики остается. <br>Пример — планы строительства во Всеволожском районе Ленобласти еще одного алюминиевого завода. Наши «партнеры» готовы многократно увеличить те сферы, где происходит грубая переработка сырья, которая влияет иногда необратимо на окружающую среду, на здоровье людей. Таких примеров достаточно много. Поэтому необходимо поддерживать равновесие: с одной стороны — укрепление базовых предприятий и отраслей, с другой — мы не должны на десятилетия стать сырьевым придатком и территорией, где сгружаются отходы или создаются технологически опасные производства.<br>— Участвуете ли Вы в стратегическом планировании будущего Северо–Запада, и в этой связи, как Вы относитесь к подготовленной ЦСР «Северо–Запад» доктрине развития округа, которую так критиковали некоторые губернаторы.<br>— Фонд ЦСР «Северо–Запад» возник с участием ЦСР, который возглавлял Герман Греф, я работал в одной из групп ЦСР, которая занималась вопросами безопасности. На моих глазах и с моим участием строилась работа центра. Когда создавался ЦСР «Северо–Запад», в него была вложена та же идея — создание дискуссионной площадки и та же цель — создать возможность для отработки взглядов, подходов по самым разным проблемам. Одна из них — развитие Северо–Запада. Центр — не единственная структура, которая работает над этой проблемой. Мне постоянно предлагают концепции развития: от отраслевого масштаба до планов обустройства всей России. Работа ЦСР «Северо–Запад» — часть процесса планирования будущего нашего округа. 6 июля на презентации доктрины ее оппоненты избрали такую форму — приехать и сказать, а не уйти от обсуждения. Острота в оценках тех, кто возражал и критиковал доктрину, — это абсолютно логичное следствие того, что губернаторы — люди дела, они не имеют права на безудержный полет фантазии. Самую всеохватную тему они примеряют к своей практической работе. Это и высекало искру. Авторы доктрины склонны к концептуальному изложению универсальных формул. Губернаторы устроены рационально. Они ожидали описания конкретных угроз, которые могут повлиять на экономическое положение их регионов. Что значит для губернатора Вологодской области проблема вызова человеку со стороны природы Севера, или что будет основной мотивацией нашего присутствия за Полярным кругом через 20 лет. Он мыслящий человек, но думает не об этом. Его мысли заняты тем, что бюджет Вологодской области в этом году потеряет 1,5 млрд рублей в результате вступления в силу нового Налогового кодекса и из–за изменения конъюнктуры рынка стали. Позгалеву важнее было бы понять, какие возможности или проекты могут быть реализованы, чтобы закрыть брешь в бюджете. Острота выступления губернаторов не оттого, что они записные спорщики и не признают авторитетов. На их речах сказалось системное противоречие в подходах. Но, обратите внимание, эти противоречия имеют несколько положительных сторон: мы достигли цели — создали площадку для дискуссии; второе — у нас складывается правильное взаимодействие с губернаторами, они не зажимаются при обсуждении и не действуют исподтишка. Еще раз о ЦСР «Северо–Запад». Это не цех по штамповке подлежащих к исполнению циркуляров. Дискуссии, инициированные им, должны протекать в такой живой и острой форме. Благодаря центру мы получили импульс и в итоге создали при аппарате рабочую группу из заместителей губернаторов по экономике. Следующим этапом будет создание вместе с экспертным советом межрегиональной программы развития.<br><br>— Что, на Ваш взгляд, делать с конкуренцией между регионами? Порты Ленобласти и Петербурга отбирают грузопотоки у Архангельска и Мурманска. Лесозаготовители Коми демпингуют и вынуждают коллег из Карелии снижать цены.<br>— Естественные противоречия в законодательных базах и системные противоречия между регионами будут возникать. Но мы обязаны влиять на ситуацию и уравновесить интересы регионов. Невозможно представить, что кто–то отставит в сторону свои преимущества — географические, ресурсные возможности, освоенные рынки, отложит достижение своих целей только в силу того, что у соседей дела неважные. Если мы будем исходить только из политических построений, создания гармонии интересов, то забудем о реальных людях, за которых отвечают реальные власти. Нужно считать наперед, а что даст выравнивание тем, за счет кого оно происходит, и не потеряют ли те, кто сегодня живет лучше за счет того, что их возможности «отстригаются» и передаются другим. И не забывайте: у нас рыночная экономика, и такие регуляторы просто чрезмерны для здорового экономического процесса.<br>Но тем не менее необходимость регулировать существует там, где речь идет о государственных предприятиях. Диспропорция в их развитии может привести к деградации производства, пострадают люди. Мы специально занимались этим вопросом в кораблестроении. Мое письмо Президенту РФ стало основанием для его поручения Правительству, которое приняло и выполнило решение: есть совпадающие интересы у предприятий Северодвинска и у «Адмиралтейских верфей», связанные с распределением зарубежных заказов на строительство подводных лодок. Здесь все в руках государства, и его роль востребована, мы должны регулировать межрегиональные противоречия.<br><br>— Вы могли бы пригласить в добровольном порядке тех же лесопромышленников, чтобы они, сев за круглый стол, выработали единую ценовую политику.<br>— Справедливое предложение, и хочу вам заметить, что на осень мы готовим своего рода лесной съезд, для того чтобы выработать единую позицию, закрепить ее и выйти с предложениями в Правительство и Госдуму.