00:0023 июля 200100:00
20просмотров
00:0023 июля 2001
Все кронштадтские островные форты делались по одному «рецепту». Зимой древесные ряжи с камнями подвозились по льду на выбранное место и наслаивались друг на друга. Затем остров обрастал казематами, башнями, казармами, причалами.
<BR><BR><BR>Все кронштадтские островные форты делались по одному «рецепту». Зимой древесные ряжи с камнями подвозились по льду на выбранное место и наслаивались друг на друга. Затем остров обрастал казематами, башнями, казармами, причалами.<br><br>Пик строительства фортов приходится на Крымскую войну, а последние два форта («Тотлебен» и «Обручев», стоящие на больших глубинах) появились в канун первой мировой войны. «Подобного разновременного комплекса нет нигде, — рассказывает архитектор Олег Романов. — Обычно форты примерно одного возраста. А здесь можно проследить эволюцию модификаций фортов. Например, первый — Кроншлот — представлял собой глинобитную башню (лишь позднее к ней «прирастили» новый кусок суши). Собственно, округлыми были пять первых кронштадтских фортов. Остальные — уже батарейного типа, они вытянуты в длину. В эпоху дальнобойных орудий круговая оборона уже не требовалась». <br>Зато по форме и планировке «округлые» форты больше подходят для шоу и театральных постановок, гарантируя акустику и романтичную атмосферу. Например, на форте «Александр I», по предположению проектировщиков, могла бы появиться гостиница–казино с кирпичными стенами и гранитной облицовкой уровня Петропавловской крепости. А на форте «Петр I», когда его покинут военные, можно было бы открыть фестивальный центр: объемы его бастионов напоминают театральные и конгресс–холльные. В идеале освоение каждого форта может занять всего 1–3 года — в основном все форты в хорошем состоянии. «Они не должны быть мертвыми, — утверждает Олег Романов. — Кроме «музейных» фрагментов все остальное может использоваться для коммерческих целей. Правда, без изменений внешних форм — надстраивать и пристраивать ничего нельзя». (Н.У.)