00:0016 июля 200100:00
16просмотров
00:0016 июля 2001
Несмотря на многократные заявления москвичей выйти на петербургский рынок, ни один супермаркет ими так и не открыт. Вероятно, это и успокаивает петербургских розничных торговцев.
<BR><BR>Несмотря на многократные заявления москвичей выйти на петербургский рынок, ни один супермаркет ими так и не открыт. Вероятно, это и успокаивает петербургских розничных торговцев.<BR>Этому способствуют и объективные факторы. Петербург проигрывает Москве по уровню среднедушевого дохода (по данным Минфина РФ на I квартал 2001 года, доход на душу в Петербурге - 1,8 тыс. руб., в Москве - 4,7 тыс. руб.; по оценкам экспертов, реальный доход в Петербурге - около $100, в Москве - более $260). Торговые же сети ориентируются прежде всего на среднего покупателя. Однако, несмотря на все заявления, местные владельцы сетей активно начали вкладываться в новые центры.<BR><BR><B>Божий дар и яичница</B><BR>Согласно западной классификации, наиболее распространены сети супермаркетов среднего размера, где представлен широкий ассортимент продовольственных товаров. В Петербурге наиболее активны в приобретении новых торговых площадей сети под торговыми марками "Пятерочка", "Дикси" и "Копейка". Они ориентируются на слой покупателей с низкими доходами. Именно между ними разворачивается и основная конкуренция. Однако эти сетевые магазины составляют менее 5% от количества всех продовольственных магазинов города.<BR>По-другому строится бизнес у продавцов, работающих по схеме cach&carry. Эти компании ориентируются в большей степени на мелких оптовиков и возводят более крупные объекты. Так, ООО "Лента", строящее второй и третий центры cash&carry, готовится вложить $11 млн в увеличение сети до 10 объектов.<BR>Крупные торговые комплексы, получившие популярность в Петербурге в последние годы, строят работу на иных принципах. Они, как правило, заполняются несколькими "якорными" арендаторами, а остальные площади сдаются мелким фирмам. Типичным примером являются девелоперские проекты ЗАО "Адамант". Эта компания управляет четырьмя ею же построенными торговыми комплексами: "Балканский" (24 тыс. м2), "Аэродром" (7,5 тыс. м2), "Шувалово" (11,2 тыс. м2) и "Балтийский" (11 тыс. м2). За счет аренды площадей и осуществляется возврат вложенных в строительство инвестиций.<BR>Мегамаркетов в европейском понимании этого слова в Петербурге нет, а уж сетей из них и подавно. Местные инвесторы такой проект потянуть не могут, а москвичи и иностранцы пока только пугают своими планами. <BR><BR><B>Храбрые, но местные</B><BR>"Пока наша экономика не сравняется с московской, не вижу смысла иностранцам и москвичам идти в Петербург, - считает заместитель генерального директора по перспективному развитию ЗАО "Адамант" Дилявер Меметов. - Хотя если они сюда все же придут, то проблемы у местных бизнесменов, конечно, возникнут". Не видит в москвичах конкурентов и руководство ООО "Лента". Но спать спокойно они не могут из-за постоянно появляющейся информации о том, что вот-вот сюда придут иностранные торговые брэнды. Среди них называются "Рамстор", IKEA, SPAR и METRO.<BR>"Москвичи, а уж тем более иностранцы, не появятся в Петербурге, пока сренедушевой доход не превысит $250. Эта цифра подтверждается мировой практикой, - уверен Юрий Воропаев, генеральный директор аудиторской компании "МКД". - Кроме того, иностранные сети, как правило, вкладывают в мегамаркеты не свои деньги, а инвесторов. Причем зачастую местных. Так что если в Петербурге появятся денежные инвесторы, то западные сетевики с удовольствием предложат им свои раскрученные брэнды".<BR><B>О товарных знаках</B><BR>Вадим Усков, патентный поверенный и генеральный директор ЗАО "Усков и партнеры", сообщил, что ООО "Петербургское патентное бюро" уже зарегистрировало товарные знаки IKEA и METRO. По его оценкам, стоимость выкупа этого права истинными владельцами знака может доходить до $100 тыс.<BR>