Торговля делает ставку на автоматизацию

Торговые компании приобретают наибольшее количество программных продуктов для управления своим бизнесом.

<BR><BR>Торговые компании приобретают наибольшее количество программных продуктов для управления своим бизнесом. <BR>Это универсальные системы, которые позволяют оперативно управлять торговой организацией, использовать в рамках единой сети разное торговое оборудование, обеспечить учет и контроль на удаленных складах, в обособленных филиалах крупных магазинов и оптовых баз. <BR>Изначально автоматизация предприятий торговли в РФ на базе тиражируемых решений началась с развития систем бухгалтерского учета. Однако сейчас торговые системы существенно отличаются от бухгалтерских программных комплексов. Бухгалтерия обеспечивает учет финансовой деятельности предприятия, фиксацию хозяйственных операций, оформление первичных документов, формирование необходимых бухгалтерских проводок и т.п. Одним из основных назначений торговых систем является торговый учет, в котором большую роль играет непосредственная выписка документов. От того, насколько этот процесс автоматизирован и удобен, зависит эффективность работы продавцов и менеджеров магазина. В бухгалтерском учете операции фиксируются обычно не в момент совершения действий, а с некоторым опозданием. Торговые системы предназначены непосредственно для оперативного учета, работа идет в реальном времени. Бухгалтерский учет ведется в категориях плана счетов. Для торговых организаций на первое место с позиций менеджмента выходят оперативный учет и анализ движения товарных и денежных средств, которые ведут в категориях, которыми оперирует торговая организация: товары, склады, контрагенты, тара, заказы и т.д. <BR>Соответственно, системы автоматизации торговли существенно отличаются от бухгалтерских систем кругом пользователей. Бухгалтерскую программу использует специалист, который знаком с категориями бухучета. В торговой системе работают продавцы, кладовщики, менеджеры, которые не имеют глубокого представления о структурах хранения данных, методах формирования итогов и алгоритмах работы программы. По оценке петербургских внедренческих компаний, на российском рынке торговых систем не много солидных игроков. Лидерами считают программные продукты серии - "1С", "БЭСТ". Также популярны системы "Аспект", "Суперменеджер", "АККОРД-Интермаркет", "Фолио", "Галактика-Парус". Эти решения относят к классу тиражируемых: их внедрение всегда начинают с типовой "коробки". <BR><BR>"1 С"<BR>В состав пакета "1С:Торговля" входит типовая конфигурация системы. Это совокупность справочников, документов, отчетов, процедур обработки, ориентированная на наиболее популярные способы ведения торговой деятельности. Благодаря типовой конфигурации реализуются закупки и продажи товаров за наличный и безналичный расчет; торговля с оплатой по факту реализации товара; предоставление товаров в кредит и их резервирование, а также внутренние перемещения товаров, составление разнообразных отчетов, формирование проводок для "1С:Бухгалтерия". <BR>В ходе внедрения систему дополнительно настраивают под особенности предприятия. Например, формируемые программой первичные документы приводят к фирменному стилю магазина. Изменению в "1С: Торговля" можно подвергнуть структуры данных, внешний интерфейс и большинство алгоритмов обработки информации. Средства администрирования системы разграничивают права доступа к объектам и функциям системы в зависимости от категории продавца или менеджера. Технологические решения системы "1С: Торговля" позволяют использовать ее с другими программами и торговым оборудованием. Например, "1С: Торговля" обеспечивает работу со сканерами штрих-кодов. <BR><BR>"БЭСТ"<BR>Торговая система "БЭСТ" автоматизирует все основные участки учета на предприятии: ведение расчетных счетов, кассы и расчетов с подотчетными лицами, учет основных средств и материалов, расчет зарплаты. Система имеет дружественный интерфейс, благодаря чему большинство настроек пользователь выполняет самостоятельно. "БЭСТ" поддерживает автоматизацию и оптовой и розничной торговли. Одна из особенностей торговой системы "БЭСТ-магазин" - понятия "текущий рабочий день" и "закрытый рабочий день". В магазинах порой необходимо провести переоценку товаров в открытом расчетном периоде. Функция "рабочий день", не закрывая расчетный период, позволяет проводить переоценку на начало рабочего дня. Программа "БЭСТ-Магазин" автоматически корректирует цены, если при сохранении текущей цены наценка выходит за объявленные в настройке границы. Наличие режима автоматической переоценки значительно снижает требования к персоналу магазина. Оператор программы не отслеживает цены на товары в торговом зале и цены поставщиков. В случае несоответствия программа сама уведомит об этом и автоматически рассчитает новые розничные цены. <BR><BR><B>Сети "пишут" сами </B><BR>Петербургские торговые сети применяют в своей работе системы, разработанные специально для нужд предприятия. В сети магазинов "Дикси" программное обеспечение создавалось в течение 10 лет. Оно постепенно масштабировалось в соответствии с ростом предприятия и сейчас представляет собой решение, позволяющее управлять магазинами в режиме реального времени, отслеживая все операции конкретного торгового зала и кассового аппарата из головного офиса компании. По оценке разработчиков ПО, общая стоимость системы управления магазинами "Дикси" - около $1 млн. Торговая система сети "Копеечка" также создавалась группой собственных программистов компании. Каждый магазин работает локально, в конце рабочего дня по каналам Интернета информация о продажах, товарных запасах и т.п. передается в головной офис. Система "Магазин+" создавалась специально для сети магазинов "Пятерочка". На ее создание у группы из 20 программистов ушло около 2 лет. По утверждению руководства "Пятерочки", во многом благодаря системе "Магазин+" удалось снизить общие издержки на 30%.