00:0003 июля 200100:00
5просмотров
00:0003 июля 2001
Сегодня Петербургу предстоит пережить культовый праздник. Работники ГИБДД отмечают 65-летие Госавтоинспекции.
<BR><BR>Сегодня Петербургу предстоит пережить культовый праздник. Работники ГИБДД отмечают 65-летие Госавтоинспекции.<BR>Трудно предположить, как в ближайшие сутки будут вести себя люди с полосатыми палками, находящиеся "при исполнении". С одной стороны - праздник, веселье, а следовательно, и благодушное настроение. <BR>Но с другой - досадно находится на посту, когда все нормальные люди культурно отдыхают. Однозначно можно только сказать, где нынче будет очень много гаишников. Петербургские автоинспектора гуляют в Ледовом дворце, а московские - в Цирке на Цветном бульваре.<BR><BR><B>Потерянные годы</B><BR>На самом деле в сегодняшнем юбилее - много непонятного. Действительно, 3 июля 1936 года Совет народных комиссаров СССР утвердил положение о "Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции Народного комиссариата внутренних дел". Сотрудники новой службы должны были бороться с авариями и "хищническим использованием транспорта". Но в этот день образовалось именно ГАИ, а службы с таким названием давно не существует.<BR>Между тем управлять движением в России начали задолго до 1936 года. Так, еще в 1920 году Ленин самолично подписал декрет "Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (правила)", первые - еще двухцветные - светофоры территории России начали мигать в 1924 году, дорожные знаки стали вешать в 1927 году, а разметка появилась в 1933-м.<BR><BR><B>Здравствуй и прощай</B><BR>К сожалению, нельзя сказать, что в области ГАИ Россия была впереди планеты всей. К примеру, регулировать дорожное движение в Европе начали еще в 1868 году, когда в Лондоне поставили первую "установку семафорного типа", которая управлялась при помощи системы приводных ремней. Вскоре семафор усовершенствовали, и он стал почти светофором: сооружение оснастили красными и зелеными фонарями, работающими на светильном газе. В Россию же светофорный прогресс дошел только спустя 56 лет.<BR>По-настоящему за водителей взялись только в начале 1930-х, когда на дорогах стало сравнительно много машин. И взялись, казалось бы, серьезно: работой с несознательными шоферами в то время занимались сотрудники ОГПУ, то бишь органов государственной безопасности.<BR> Форма регулировщиков тех лет сильно походила на военную. "Ботинки с крагами, то есть с "голяшками", которые пристегивались к ботинкам, синяя гимнастерка и портупея... Не белая - обычная. Но главное - это, конечно, пластмассовая каска "Здравствуй и прощай". Так ее называли потому, что и перед, и зад были одинаковыми. Лишь по прикрепленной звезде различали их", - вспоминал в свое время один из первых российских автоинспекторов Павел Богачук.<BR><BR><B>Старшим надо уступать</B><BR>Несмотря на грозное название организации, ведающей дорожным движением, водителям тогда жилось все же довольно вольготно. <BR>Скорость специально никто не замерял, дорожных знаков до 1933 года было только шесть штук (после этого их количество увеличилось до 22), да и "тест" на алкоголь автовладельцы в основном проходили, только если случалось ДТП. В этом случает также использовалась злосчастная трубочка: шофера заставляли дунуть в трубочку, сложенную из листка бумаги. Индикатором для определения алкогольного духа служил нос инспектора, подставленный с другой стороны "контрольно-измерительного устройства".<BR>Правила дорожного движения также значительно отличались от нынешних, причем до 1940 года в каждом из регионов они были свои. <BR>Кстати, многие регионы при разработке дорожных законов до поры до времени делали особый акцент на гужевой транспорт. <BR>В некоторых областях СССР даже не существовало разделения на главную и второстепенную дорогу. "Перекресток машины проезжали по старшинству. В первую очередь - милиция, скорая помощь и пожарные. Автобус должен был уступить машине легковой. Мотоцикл уступал и автобусу, и легковой. Грузовик проезжал перекресток почти последним. Его пропускала только лошадка. Если на перекрестке сходились одинаковые машины, первым проезжал тот, у кого не было помехи справа. Существовало еще такое понятие: пройти под "прикрытием". Если на трехстороннем перекрестке оказывались три одинаковые машины и у каждой была помеха справа, под "прикрытием" встречной машины проезжал тот, кто ехал прямо", - сказал Павел Богачук.