00:0003 июля 200100:00
9просмотров
00:0003 июля 2001
В Государственной думе РФ подготовлен к первому чтению законопроект об изменениях в Закон "О несостоятельности (банкротстве)". Законопроект предусматривает, что возбуждение производства по делу о банкротстве исключает автоматическое введение процедуры наб
<BR><BR>В Государственной думе РФ подготовлен к первому чтению законопроект об изменениях в Закон "О несостоятельности (банкротстве)". Законопроект предусматривает, что возбуждение производства по делу о банкротстве исключает автоматическое введение процедуры наблюдения.<BR><BR>Юристы и арбитражные управляющие разошлись в оценке законопроекта.<BR>Одни считают, что тем самым должник получил право на судебную защиту. Другие уверены - теперь ничто не помешает недобросовестным менеджерам "уводить на сторону" активы предприятия-должника.<BR><BR><B>Начало начал</B><BR>Законопроект, разработанный группой депутатов нижней палаты парламента, является новой редакцией статьи 56 Закона "О несостоятельности (банкротстве)", которую Конституционный суд (КС) РФ признал неконституционной (см. "ДП" №56/01). <BR>"Дело в том, что, после того как Конституционный суд РФ признал неконституционными ряд статей, возник своего рода правовой вакуум. Арбитражный суд порой не знает, как реагировать на заявления о возбуждении процедуры банкротства", - считает один из разработчиков законопроекта заместитель директора Фонда поддержки законодательных инициатив Анна Сысоева. <BR>Новый вариант статьи 56 предусматривает, что вопрос о введении наблюдения рассматривается арбитражным судом в течение 20 дней с момента принятия заявления о признании должника банкротом с участием лица, подавшего такое заявление, и должника. Тем самым возбуждение производства по делу о банкротстве исключает автоматическое введение процедуры наблюдения.<BR>"Найден обходной путь - Конституционный суд (КС), - негодует арбитражный управляющий Феликс Шепскис. - КС должен не переделывать закон по отдельным статьям, а быть инициатором приведения его в соответствие с конституционными нормами. Попытка отменять и корректировать отдельные статьи приводит к нарушению его целостной концепции. Статья 56 - это начало начал закона. Все остальные процедуры - внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение - являются лишь последующими технологическими процедурами. Угроза введения процедуры наблюдения и связанные с ней ограничения деятельности должника заставляли нерадивых менеджеров шевелиться и гасить кредиторскую задолженность". По его словам, отмена ст. 56 дает безграничные возможности по недопущению возбуждения процедуры банкротства для организации-должника за счет судебной волокиты. И все это время должники могут спокойно в преддверии неизбежного банкротства уводить активы предприятия. <BR><BR><B>Право на обжалование</B><BR>Кроме того, КС признал несоответствующим Конституции РФ то, что действующий закон не предусматривает право должника обжаловать определение о признании его банкротом, которым в отношении него вводится наблюдение. <BR>"Несомненно, что обжалование вынесенных арбитражным судом определений, устанавливающих размер требований кредиторов, является принципиальным и важным моментом как для кредитора, так и для должника. Однако, что касается иных определений арбитражного суда, принятых в рамках дела о банкротстве, действующий АПК РФ не содержит положений о возможности предоставления права обжалования только в одной судебной инстанции. Поэтому данное ограничение выглядит не совсем логично и не предоставляет возможности лицам, участвующим в деле о банкротстве, в полной мере реализовать свои права в части обжалования. Указанное ограничение обжалования отдельной категории определений, вынесенных арбитражным судом, явно ставит лиц, участвующих в деле о банкротстве, в неравное положение", - уверены юристы фирмы "Ганза".<BR>С этой точкой зрения согласились и представители ФСФО. Руководитель Северо-Западного межрегионального территориального органа Федеральной службы РФ по финансовому оздоровлению и банкротству Александр Утевский заявил "ДП", что полностью поддерживает мнение юристов фирмы "Ганза".<BR>По мнению арбитражного управляющего Феликса Шепскиса: "Возможность обжалования фактически означает затягивание процедур банкротства в несколько раз и превращает их в абсурдные. Над арбитражным управляющем будет постоянно висеть угроза, что все может быть отменено во второй или третьей инстанциях. Кто же будет что-либо подписывать с таким управляющим? А что будет со сделками, заключенными в этот период? <BR><BR><B>В рабочем порядке</B><BR>"Пока что сложно оценить вероятность прохождения этого законопроекта через Госдуму. Многое зависит от заключения Правительства РФ. <BR>Дело в том, что к конструкции, которая предлагается этим законопроектом, можно предъявить некоторые правовые претензии. Но мы хотим сделать порядок рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве реально рабочим", - говорит Анна Сысоева.