Производители сигарет и папирос нашли "выход"

Отечественные производители табачных изделий (сигарет, папирос) наращивают экспорт. С января по апрель 2001 года они выслали за границу вдвое больше сигарет и папирос, чем год назад.

<BR><BR>Отечественные производители табачных изделий (сигарет, папирос) наращивают экспорт. С января по апрель 2001 года они выслали за границу вдвое больше сигарет и папирос, чем год назад.<BR>Если год назад 97% экспорта курительных изделий шло на Украину и в Казахстан, то в этом году их доля сократилась до 75%. Зато доля стран Западной Европы и США составляет теперь 20%, вместо 0% в прошлом году. Крупнейший покупатель российских сигарет среди западноевропейских стран - Италия: 13% экспорта табачных изделий.<BR>Полгода назад такого поворота событий никто не предполагал. Хотя уже тогда оптовики почуяли неладное: запас готовой продукции на складах начал расти в геометрической прогрессии.<BR>Если в 1999 году объем нереализованных сигарет и папирос превысил 10 млрд штук, то в 2000 году он преодолел отметку 60 млрд штук. Смутившиеся поначалу производители заговорили о кризисе перепроизводства. За истекший год российские производители наделали 341 млрд штук табачных изделий, плюс около 20 млрд штук нелегально ввезенной и произведенной продукции. Годовой объем импорта, по данным ИА "Бинк", в 2000 году не превысил 12-13 млрд штук сигарет и папирос (контрабанда - около 1% от объема импорта). Экспорт составил не более 0,2-0,4 млрд штук.<BR>Если учесть, что рынок России может усвоить только 270-280 млрд штук с учетом импорта, то получится, что около 25-35% сигарет надо отложить на следующий год и соответственно снизить производство.<BR>Однако в I квартале 2001 года объем выпуска курительных изделий продолжил рост и превысил отметку прошлого года на 11%.<BR>В условиях жесткой конкуренции и насыщенности рынка цены на табачные изделия еле движутся. Причем преимущественно вниз. Изредка они подскакивают на 0,5%. Но это только в том случае, если кто-то из дистрибьюторов временно оказался единственным поставщиком популярной марки на рынок.<BR>Как утверждают исследователи, количество курильщиков остается стабильным. По данным компании "СНИЦ", 35% взрослого населения Петербурга курит. А средняя цена за пачку 10 наиболее популярных марок сигарет колеблется в диапазоне от 5 до 20 руб.<BR>Несмотря на то что в розничной торговле Петербурга широко продается более 100 марок сигарет, на 10 лидирующих брэндов приходится более 50% потребительских предпочтений.<BR>Анализ насыщенности рынка Петербурга в I квартале 2001 года показывает, что ассортимент табачных изделий по-прежнему чрезвычайно богат. Курильщику предлагается более 100 наименований как импортных, так и отечественных сигарет. При этом на дорогие сигареты (более 150 руб. за блок) приходится около 30% рыночного ассортимента, средний ценовой сегмент (70-150 руб. за блок) занимает 50%, остальное составляют дешевые сигареты (менее 70 руб. за блок). Структура потребительского спроса также почти не изменилась. По-прежнему на дорогие сигареты приходится 15% объемов продаж, чуть больше на сигареты средней стоимости - 20%, а на дешевые - 65%.<BR>