И корабль плывет...

Первая половина лета - пик петербургского плавательного сезона. Правда, большинство горожан, а также людей, прибывших в Петербург на побывку, предпочитают "общаться" с водой, не погружая свои тела в акваторию Невы и прилегающих к ней рек и каналов.

<BR><BR>Первая половина лета - пик петербургского плавательного сезона. Правда, большинство горожан, а также людей, прибывших в Петербург на побывку, предпочитают "общаться" с водой, не погружая свои тела в акваторию Невы и прилегающих к ней рек и каналов.<BR>В результате заниматься "плаванием" им приходится, находясь на борту какого-либо судна. За год по петербургским рекам и каналам успевает таким способом прогуляться никак не менее 1 млн человек. Впрочем, по другим, более оптимистическим оценкам, по городу плавает гораздо больше народу - до 1,5 млн. Благодаря столь многочисленной аудитории "водоплавающих" емкость местного рынка составляет $3-5 млн. Более точную оценку дать трудно. Многие судовладельцы, занимающиеся извозом на территории Северной столицы, не слишком охотно идут на контакт.<BR><BR><B>Союз рек и каналов</B><BR>Неву, канал Грибоедова, Фонтанку и Мойку регулярно бороздят примерно 70 теплоходов, катеров и катерков. Они отличаются друг от друга не только по водоизмещению и количеству мест на борту, но и по ареалу обитания. Судовладельцы делятся на два больших класса. В первый входят так называемые речники (катают клиентов по Неве), во второй - канальщики. Отношения между представителями различных "конфессий" - "не так чтобы очень". Особенно это касается небольших водных такси, владельцы которых не жалеют друг для друга красочных эпитетов. И не только.<BR>"Я как-то задумал расширить свой маршрут до Невы. Вскоре после этого обнаружилось, что винт самого большого катера перекручен веревками. На следующее утро в бензобаке другого судна нашли песок. Еще через день двигатель катера недосчитался нескольких деталей. "Полтергейст" прекратился только после того, как я отказался от своих планов", - с досадой поведал один из "канальщиков".<BR>Размер судна также влияет на его судьбу. К примеру, небольшие прогулочные катера, которые занимаются перевозками по каналам, относятся к юрисдикции Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС). Большие теплоходы, путешествующие по Неве, обязаны регистрироваться в Государственной речной судоходной инспекции по Северо-Западу.<BR>"Без лицензии сейчас вряд ли кто работает. На воде все на виду. Контроль довольно плотный, в том числе со стороны фирм, получивших лицензию. Ведь "чужак", по сути, будет отбирать у них деньги", - заметил инспектор ГИМС Андрей Щербаков.<BR><BR><B>Летняя симфония</B><BR>В период летних ночей, а также в месяц, непосредственно за ними следующий, выручка судовладельцев возрастает в 3-4 раза. Большую часть сливок снимают несколько крупных фирм, как правило владеющих несколькими прогулочными теплоходами и катерами: "Русские круизы", "Драйвер" и др. Добиться 100%-ной загрузки небольшим судам в пик сезона может помешать только плохая погода. Для их более крупных собратьев (к ним, к примеру, относится 243-местная "Москва-143" и 100-местная "Москва-183") нормально, когда на борту занято 3/4 мест.<BR>Отдельную нишу на рынке занимает ресторан-теплоход New Island. "В пик сезона с местами плохо. Хотя мне часто говорят, что у нас самый лучший вид из окна и достаточно одного зрелища падающего снега на фоне Исаакиевского собора, но привлекательность ресторана во время навигации безусловно выше. Даже несмотря на на сезонные цены, в то время, когда ресторан постоянно стоит у набережной, они ниже на 50%", - сказал Кирилл Зиминов, генеральный директор компании "Конкорд", управляющей рестораном New Island.<BR>Особая статья дохода "водных" бизнесменов - ночные экскурсии. Говорят, некоторые предприниматели - владельцы небольших суденышек предпочитают работать исключительно под покровом темноты. Цены на ночную прогулку примерно в 1,5 раза выше, чем днем. В какой-то мере это можно назвать платой за риск.<BR>"Во время прохождения транспортных судов прогулочным катерам плавать по фарватеру запрещено. Нельзя проплывать и под разводящимися мостами. Но проконтролировать эти нарушения сложно. Если сотрудников ГИББД в городе несколько тысяч, то в Государственной инспекции маломерных судов на весь Петербург - всего семь инспекторов. А это территория от Уткиной заводи до Кронштадта", - поведал Андрей Щербаков. (А.М., Д.Г.)