00:0026 июня 200100:00
20просмотров
00:0026 июня 2001
Рейтинг популярности в последнее время возглавляет термин "инновационная экономика".
<BR><BR>Рейтинг популярности в последнее время возглавляет термин "инновационная экономика". <BR>Мало кто понимает это иностранное слово, но все как один верят в это. Однако практических результатов от этой веры пока не много. О том, что сделано в этой сфере в Петербурге, рассказывает Александр Викторов, заместитель председателя совета директоров ЗАО "Инновации ленинградских институтов и предприятий".<BR><BR>- Слово "инновации" можно услышать на каждом углу. Но мало кто понимает это понятие, и какие шаги надо сделать, чтобы инновации стали востребованы в экономике?<BR>- Администрация любого города должна отслеживать три ключевых параметра. Во-первых, создание рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. Во-вторых, налоги, точнее структуру налогов. В Петербурге доля налогов от перепродаж очень велика, другими словами, в городе продается то, что не производится. И третье - это роль города или территории в мировом рынке мозгов - наука, образование. Если в Петербурге постоянно увеличивается доля регионального продукта от металлообработки, это означает, что город теряет статус мозгового центра. И поэтому основная задача городских властей - это создание условий, при которых бы развивались малые и средние предприятия в научно-технической сфере. Для этого требуется не так много - площади, налоговое регулирование. И для этого существует инструментарий, который во всем мире давно освоен - это создание инновационно-технических центров (ИТЦ). В городе несколько таких центров есть, но их мало. <BR>Когда Илья Клебанов возглавлял КЭПП, велась наиболее активная работа по формированию инновационных центров. Он считал, что городу нужно около 100 ИТЦ, но для петербургского бюджета это было непосильно, и после конкурса было отобрано 11 заявок. Задача - дать возможность людям, которые имеют высококлассное образование, желание что-то делать, работать. <BR><BR>- Может быть, нужен следующий шаг, который бы позволил реализоваться более крупным и дерзким проектам. Ведь если бы в США не было Билла Гейтса, может быть, не было бы и бума Интернет-компаний 2 года назад. Нам нужен хотя бы один свой Гейтс?<BR>- Я согласен, что нужна публичность этой деятельности, но в глобальные проекты я не очень верю. В таких проектах возятся киты, которые не замечают конкретных людей. По нашим данным, сегодня промышленные предприятия Петербурга предлагают выпускнику вуза 5000-6000 рублей в месяц, но ребята не идут туда. И дело не в деньгах, а в том, что выпускники не верят этим работодателям, не верят, что предприятие обеспечит перспективу. <BR>И здесь есть интересный момент. Я считаю, что 15-30% выпускников вузов хотели бы после окончания высшего учебного заведения организовать свое дело. И усилия нужно направить на то, чтобы сделать эту долю выпускников работодателями. Биллов Гейтсов - единицы, а эти ребята могут стать базой для того среднего класса, о котором мы так много говорим, но которого до сих пор нет. <BR><BR>- Какие нужны шаги от имени города?<BR>- Надо понимать, что, хотя мы и считаем, что город инвестиционно привлекательный, Россия сама по себе инвестиционно непривлекательна. Как говорят экономисты, внешние инвестиции делятся по объему на три категории. Если в страну идет менее $3 млрд в год, то это на уничтожение конкурентов, на скупку и остановку производств. До $6 млрд - на развитие дилерской сети, продажи на рынке этой страны того, что производится за ее пределами. И только инвестиции свыше этой суммы идут действительно в развитие производства. Поэтому мы в России еще находимся на границе между уничтожением конкурентов и развитием дилерской сети. Я каждый год езжу в Китай читать лекции и вижу, что такое серьезные инвестиции. За 2000 год объем вложений в китайскую экономику составил $40 млрд. Воюют они с США политически - не воюют, а американцы туда деньги вкладывают.<BR>Например, развитие оффшорного программирования для Петербурга - хороший путь, но опять же позиция города должна быть более четко сформулирована по отношению к этому большому делу. Другая проблема - фонд занятости, это федеральная структура и влияние города через этот инструмент на политику формирования рабочих мест ограничено. А фонд имеет значительные деньги.<BR><BR>- Может быть, есть более успешный опыт в других регионах?<BR>- Регионы, которые в начале 90-х годов начали делать практические шаги по поддержке предприятий в сфере высоких технологий, достигли результатов - Томск, Красноярск. Например, Красноярск делает свою силиконовую долину. У нас был аналогичный проект в Сосновом Бору. Этот проект курировали такие известные люди, как академики Басов и Прохоров. Предполагалось создать комплекс по производству высокочистого кремния, так как в Ленинградской области есть два уникальных месторождения кремниевого песка. С этим проектом долго ходили, Владимир Путин поддержал идею, но пока на этом все и закончилось. А Красноярск "пробил" абсолютно идентичный проект и получил деньги из федерального бюджета. Политическая воля играет огромную роль. <BR>Другое дело, что научно-техническая сфера более сложная, чем, например, транспорт. Венчурных фондов очень мало, и они маленькие. Страхование отсутствует напрочь. Сейчас и образование посыпалось в нашей стране. Это уже колоссальная проблема. Мы, наверное, скатимся все-таки к четырехлетнему образованию, гарантированному государством. Потому что спроса со стороны промышленных предприятий нет, а у государства нет денег.<BR>Я был в свое время в Аргентине в служебной командировке. Эта страна прошла по сценарию МВФ с опережением России на 5 лет. Практически идентичный сценарий. И Аргентина пришла к тяжелому состоянию. Образование разрушено. Хотя нам все время говорили о каком-то аргентинском чуде. Сегодня это сугубо сырьевой придаток США. Остался один университет с филиалами по стране.<BR><BR><BR>Александр Викторов, заместитель председателя совета директоров ЗАО "Инновации ленинградских институтов и предприятий", заведующий кафедрой "Морские информационные технологии" Российского государственного гидрометеорологического университета, председатель Координационного совета по инновационной деятельности Минобразования РФ, советник заместителя министра образования РФ, заместитель председателя Совета по инновационной деятельности при администрации Петербурга.<BR>