Опыт "кухарки" снова перекладывают на управление

Трудно представить более притягательное место для желающего подзаработать студента, чем ресторан быстрого питания: гибкий график, еда под боком, да и карьеру можно "состряпать".

<BR><BR>Трудно представить более притягательное место для желающего подзаработать студента, чем ресторан быстрого питания: гибкий график, еда под боком, да и карьеру можно "состряпать".<BR>"Макдональдс", декларирующий "головокружительную карьеру" во всем мире, пытается адаптировать американскую мечту к российскому образу жизни. Его конкурент - "Гриль-Мастер", не стесненный столь строгими франчайзинговыми обязательствами, идет другим путем.<BR><BR><B>Карьеристы и пессимисты</B><BR>Если 11 лет назад все 70 руководителей сети ресторанов "Макдональдс" были иностранцами, то сейчас управляют только российские граждане, при этом 63 ресторатора стартовали со ступеньки обслуживающего персонала. <BR>В отличие от "Макдональдса", в сети "Гриль-Мастер" директор начинает хоть и "снизу", но не с самого, а преимущественно с администраторской должности. "Вырасти" из зала в "Гриль-Мастере", как сообщили в компании, можно только до заместителя директора. "Административные единицы" "Гриль-Мастера" также не проходят двухнедельное испытание в зале, как это практикуется в "Макдональдсе".<BR>Однако относительно быстрый карьерный рост вовсе не означает, что это политика компании. "Компания не отделывается от сотрудников, которых не интересует карьера, - объясняет менеджер по связям с общественностью ЗАО "Макдональдс" Светлана Полякова. - В одном из ресторанов сотрудница в качестве рядовой "хозяйки" проработала 7 лет, примерно столько же в этом же ресторане менеджером прачечной трудится другой сотрудник".<BR><BR><B>Быстро только гамбургеры жарятся</B><BR>Чтобы дорасти до директора в "Макдональдсе", нужно пройти около 2 тыс. часов обучения, которое заканчивается в чикагском Университете гамбургерологии. А начинается все с первоначального обучения, во время которого к человеку прикрепляется инструктор. После аттестации сотрудник становится универсалом, то есть способен выполнить любую работу в зале. И надо заметить, что постоянная смена функций - от изготовителя тостеров до кассира в "Макдональдсе" наблюдается даже в течение дня, во время которого на одном рабочем месте может оказаться несколько человек.<BR>В "Гриль-Мастере", как и в большинстве других сетей "общепита", придерживаясь универсальной политики по отношению к обслуживающему персоналу (что при текучке кадров выгодно компании), предпочитают все же "ленточной системе" работу на одном месте с утра до вечера. "Чтобы было с кого спросить", - объяснили в "Гриль-Мастере".<BR>Кроме того, в "Гриль-Мастере" не наблюдается такая быстрая смена директоров, как в "Макдональдсе". Вместе с тем в американской компании в процессе бесконечного роста сотрудник может отклоняться от своего первоначального профиля в зависимости от наклонностей, что также приводит к рокировкам. "Иногда компания идет навстречу сотруднику и расширяет ради него отдел, в который сотрудник хочет попасть", - дополняет Светлана Полякова.<BR><BR><B>Другая сторона</B><BR>Отличие "Макдональдса" заключается еще и в строго задекларированных внутренних коммуникациях. В офисах "Макдональдса" дверей нет. Это значит, что любой человек в любой момент может зайти к начальнику и обсудить с ним свои проблемы. Этим способы общения с начальником не ограничиваются: день открытых дверей, индивидуальные встречи с сотрудниками. Но самое интересное то, что в каждом офисе висит специальный почтовый ящик, куда сотрудники опускают свои пожелания или другие сообщения. Несмотря на утверждение Светланы Поляковой, что это не провоцирует сотрудников к доносам, по большому счету, они не могут не быть оборотной стороной "политики открытых дверей". Возможно, это тоже является одной из причин как быстрого успеха отдельных сотрудников, так и большой текучки кадров. <BR>