Почта подрабатывает на art-рынке

Если бы искусства mail art не было, его стоило бы придумать. В первую очередь почтовым маркетологам.

<BR><BR>Если бы искусства mail art не было, его стоило бы придумать. В первую очередь почтовым маркетологам. <BR>Потому что именно почта, а не художники, галеристы или владельцы арт-салонов, зарабатывает деньги на mail art.<BR>Красивый термин mail art непонятен только на первый взгляд. На самом деле все очень просто. По концепции отцов-основателей, произведением в стиле mail art становится любой предмет, прошедший через почту и имеющий на своем "теле" знаки почтовой оплаты, то бишь марки. В результате по почте идут - без всякой упаковки - бутылки, ящики для переноски хлеба, куклы, куски кровли Эрмитажа и т.д. и т.п.<BR>"На Пасху я купил для друзей деревянные яйца, раскрасил, написал адреса. На почте возник единственный вопрос: по какому тарифу отправлять. Так как ни конверта, ни письменного вложения не было, то мы сошлись на том, что это открытка. В Париже, гуляя по Елисейским полям, я обнаружил под ногами стручок - как у акации, но только очень большой. Это было готовым письмом, нужно было только написать адрес и наклеить марки. Почтовый работник стручки принял не моргнув глазом. Правда, из 10 дошли только 2, причем один был весь клееный-переклееный скотчем - видимо, при транспортировке "письма" высохли и сломались", - повествует фотограф Государственного Эрмитажа, один из грандов mail art Юрий Молодковец.<BR><BR><B>Миллиметраж</B><BR>"ДП" провел "следственный" эксперимент: из бордовой бумаги был вырезан объект неопределенной формы, на котором при помощи ПВА был создан коллаж из колосьев неизвестной полевой травы и вырезок из журнала. Сотрудница Главпочтамта поинтересовавалась, хотим ли мы послание упаковать, но услышав "нет", взвесила его. Оказалось, необходимо наклеить марку номиналом 2,5 руб. Вообще-то на почте существуют строгие стандарты. В фолианте под названием "Всемирная почтовая конвенция" оговорена куча мелочей. Например, согласно этому документу, "вложение живых животных в отправления письменной корреспонденции запрещено", за исключением пчел, пиявок, шелковичных червей, паразитов и истребителей вредных насекомых. <BR>Столь же педантичны российские почтовые правила. Так, для упаковки писем должны применяться конверты строго определенных размеров (110х220, 114х162, 162х229, 229х324 и 250х353 мм). Но в последние годы традиционные почтовые услуги устойчиво быстрыми темпами теряли популярность по всему миру. Так что mail art - шанс для почты вернуть потребителей. Видимо, в расчете на это почтовики и терпят "издевательства" mail artистов. "Возня это, конечно. Особенно неудобно, если шлют что-то тяжелое: работают у нас одни женщины. Но сейчас посылок шлют очень мало - на весь район 10.000 в год", - сказал начальник Дзержинского узла почтовой связи Виталий Преловский. Статистика показывает, что почта к письмам и открыткам "с причудами" относится очень бережно. <BR>"Помимо случая со стручками у меня был только случай пропажи, но и здесь я был виноват сам: отправлял открытки - пластинки 50-х годов с песнями колхозной невесты. Но граммофонные пластинки, к сожалению, хрупкие, и в пути большая часть из них разбилась", - говорит Юрий Молодковец.<BR><BR><B>Официоз</B><BR>Каждый новый художник имеет для почтовой службы стратегически важное значение. Большинство mail artистов чрезвычайно активны и плодовиты: каждый из них создает за год от нескольких десятков до 1000 произведений. В результате один художник эквивалентен для почты сотне, а то и более обычных потребителей. <BR>"Один из основателей mail art - Владимир Котляров по прозвищу Толстый - уже давно живет во Франции и все время пользуется для отправки своих произведений одним и тем же почтовым отделением. Однажды сотрудник этой почты почему-то отказался принимать у Толстого очередные письма. В итоге его просто уволили. Руководство почты исходило из простой логики: человек не только дурью мается, но и доход приносит - ходит как привязанный, выкладывая каждый раз по 200-300 франков", - рассказал Юрий Молодковец. Связисты вполне официально покровительствуют новому искусству: при Центральном музее связи имени Попова создан mail art центр, и около 150 работ находятся в фондах музея. "Все уже поставлено на музейный учет. Более того, у нас в музее появилась собственная группа mail artистов, в которую входит и директор музея", - сказала младший научный сотрудник отдела знаков почтовой оплаты Светлана Серебрякова.(Д.Г., А.Г.)