Спад гостиничного рынка грозит лучшим

Международные эксперты вновь прогнозируют, что Петербург ожидает невиданный, по европейским меркам, рост спроса на гостиничные места.

<BR><BR>Международные эксперты вновь прогнозируют, что Петербург ожидает невиданный, по европейским меркам, рост спроса на гостиничные места.<BR>Однако это вовсе не значит, что конкретная гостиница получит больше клиентов.<BR>Комитет по внешним связям администрации Петербурга (КВС), курирующий городской гостиничный рынок, а также ряд отечественных консультантов ссылаются на прогнозы международных экспертов, согласно которым вплоть до 2008 года спрос на места в гостиницах первого, среднего и экономического класса будет увеличиваться ежегодно на 9,5%, 9% и 5% соответственно. Ориентируясь на данные цифры, можно сделать прогноз загрузки каждого сектора вплоть до 2003 года с учетом ожидаемого прироста числа гостиничных мест (официальная информация о проектах нового строительства с вводом в действие после 2003 года отсутствует).<BR>По данным КВС, в период с 2001 по 2003 год предложение гостиничных мест расширится более чем на 700 номеров первого класса, почти на 2000 номеров среднего, а также более чем на 300 номеров экономического класса. Прогноз строился на базе представленной ниже аналитической информации по гостиницам Петербурга за период с 1997 по 2000 год.<BR><BR><B>Анализ рынка</B><BR>Общая емкость гостиничного рынка Петербурга в 2000 году составила 20.713 мест. На долю гостиниц первого класса пришлось 2014 мест, или 9,7% рынка; гостиницы среднего класса представили на рынок 12.577 мест - 60,7%; 29,6% рынка (6122 мест) пришлось на долю экономического класса. <BR>В течение 1997-2000 годов предложение сектора первоклассных гостиниц стабильно оставалось на уровне 2000 мест, в среднем секторе отмечено устойчивое увеличение числа гостиничных мест нарастающими темпами (общий прирост составил почти 1200 мест). За тот же период предложение со стороны объектов экономического класса снизилось на 2000 мест, что в том числе связано с реализацией стремлений ряда гостиниц по переходу в средний сектор.<BR>Загрузка в целом по основным гостиницам Петербурга за период с 1997 по 1999 год снизилась с 54,4 до 47,2% (ежегодные темпы падения составили 6-7% в относительном выражении). В 2000 году наметился перелом тенденции: загрузка составила 50,4% (открытым остается вопрос о вкладе чемпионата мира по хоккею с шайбой-2000 в изменения отчетного года). Число гостей за 1997-2000 годы выросло почти на 110.000 человек, или на 14,4%: за обвалом 1998 года (около 60.000 человек) последовали бум 1999 года (примерно 130.000 человек), а также заметный рост 2000 года (около 40.000 человек).<BR>Резкое падение реальных доходов российских граждан, а также отток иностранных гостей, вызванные кризисом августа 1998 года, значительно снизили продажи отелей первого и среднего классов, одновременно повысив привлекательность недорогих гостиниц. По мере восстановления нормальной работы российского хозяйства все более востребованными становились высококлассные объекты размещения. Как результат - смещение рынка в сторону гостиниц первого и среднего классов по итогам 2000 года.<BR>Обращаясь к структуре цен на гостиничном рынке, отметим значительный отрыв цен на услуги первого класса: в среднем тарифы на проживание первоклассных гостиниц почти в 4 раза больше соответствующих цен на услуги среднего класса, тогда как отрыв среднего класса от экономического составляет порядка 150%. Множество тарифов среднего и экономического класса пересекаются, тогда как минимальные цены первоклассных гостиниц более чем в 2 раза превосходят максимальные тарифы отелей среднего класса.<BR>Обладая информацией о количестве клиентов и средних ценах, можно сделать грубую оценку суммарного оборота по номерному фонду основных гостиниц каждого сектора. Так, по итогам 2000 года в целом на сектор первоклассных гостиниц пришлось более $65 млн, или более $65 тыс. в среднем на номер, прошлогодняя выручка номерного фонда 21 гостиницы среднего класса должна находиться в пределах $90 млн (порядка $14 тыс. в среднем на номер). На восемь гостиниц экономического класса в 2000 году пришлось более $15 млн, или более $7 тыс. в среднем на номер.<BR><BR><B>Возвращаясь к прогнозам</B><BR>Наряду с прогнозом, опирающимся на мнение международных экспертов, нами был подготовлен альтернативный вариант, а именно прогноз загрузки каждого сектора на основе данных о количестве клиентов гостиничных предприятий за период с 1997 по 2000 год.<BR>Здесь исходным моментом стал прогноз числа постояльцев гостиниц разной классности вплоть до 2003 года, ежегодная загрузка каждого сектора была рассчитана с учетом ожидаемого увеличения числа гостиничных мест. Информация о спросе на гостиничные места, на базе которой строился данный прогноз, охватила короткий промежуток времени, данный факт негативно сказался на достоверности полученных результатов. <BR>Прогноз в отношении первоклассных гостиниц, ориентированных прежде всего на иностранных клиентов, был, кроме того, проведен на базе анализа потока зарубежных гостей Северо-Западного региона с 1991 по 1999 год (период достаточно продолжительный, что положительно влияет на достоверность прогноза). Предположив, что число иностранных клиентов отелей первого класса будет изменяться пропорционально расширению потока зарубежных гостей региона, зафиксировав в целях осмотрительности число российских клиентов на уровне 2000 года, можно выйти на ежегодный поток потребителей гостиничных услуг вплоть до 2003 года. Далее несложно рассчитать ежегодную загрузку сектора с учетом ожидаемого увеличения числа гостиничных мест - ввода в действие новых объектов размещения первого класса. Индустрия туризма Петербурга по объемам ресурсов размещения на порядок отстает от европейских городов соответствующей исторической и культурной значимости; так, предложение высококлассных гостиниц (отели четыре-пять звезд) с учетом численности населения в 8 раз уступает среднеевропейским показателям. Вместе с тем, несмотря на значительный потенциал петербургского гостиничного рынка, ожидаемый рост спроса на гостиничные места будет практически полностью поглощен расширением предложения за счет ввода в действие новых объектов, преимущественно среднего и первого классов. <BR>В соответствии с нашими расчетами, по итогам ближайших 3 лет следует ожидать падения загрузки гостиниц первого класса на 10-12% в абсолютном выражении; загрузка среднего сектора вряд ли снизится ниже уровня 2000 года, одновременно здесь вероятен некоторый рост; в экономическом классе возможен подъем на 5-7% в абсолютном выражении.<BR><BR><B>Стратегия успеха</B><BR>Усиление конкуренции на городском гостиничном рынке неизбежно приведет к повышению стандартов обслуживания и расширению состава услуг. Вместе с тем набор услуг в рамках данной ценовой категории известен и ограничен - в принципе, любой отель в состоянии освоить полный ассортимент. На фоне обострения конкурентной борьбы преимущество получат те гостиницы, которые смогут создать собственный стиль, собственный способ подачи услуги, тем самым сделав ее в некотором роде уникальной.