00:0020 июня 200100:00
11просмотров
00:0020 июня 2001
Территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) совместно с ГУВД в июле 2001 года займутся проверкой агентств, специализирующихся на акциях по промоушену алкогольных и табачных товаров.
<BR><BR>Территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) совместно с ГУВД в июле 2001 года займутся проверкой агентств, специализирующихся на акциях по промоушену алкогольных и табачных товаров.<BR>В начале месяца начнутся рейды по магазинам и станциям метрополитена. Проверяющие будут следить за выполнением Закона "О рекламе".<BR>В "группу риска" попадает сэмплинг (т.е. когда потенциальным клиентам предлагают попробовать товар). Наиболее распространены дегустации сигарет у метро и алкоголя (вина, ликеры) в крупных универсамах. Это один из способов рекламы товара, следовательно, он регулируется несовершенным Законом "О рекламе" (см. справку). <BR>Главный вопрос, который мучает рекламистов и МАП, лежит в филологической плоскости: что такое "образ физического лица не моложе 35 лет"? Это биологический возраст (паспортные данные) или то, как человек выглядит? И где найти человека, соответствующего требованиям, с одной стороны, закона, а с другой - рекомендациям рекламных гуру, согласно которым лучше всего продвигать товар получается у людей молодых, симпатичных и энергичных?<BR>Особенно это характерно для агентств, работающих с производителями из нерезидентов: сердце иностранца, воспитанного по всем канонам корпоративной культуры, радуется при виде стайки девушек в "фирменной" одежде, предлагающих попробовать сигареты у метро. <BR><BR>Вячеслав Булгаков, главный специалист отдела контроля за соблюдением законодательства о рекламе ТУ МАП по Санкт-Петербургу и Ленинградской области:<BR>"Подобные проверки проводятся более-менее регулярно, только делаются разные акценты. В июле мы действительно будем проводить проверку исполнения Закона "О рекламе" в плане статьи 16. Это связано с тем, что, к сожалению, нарушение этого положения в нашем городе очень распространено.<BR>Молодые девушки, особенно в летний период, все больше и больше появляются в общественных местах и проводят эти дегустации, раздачу рекламных проспектов и буклетов и т.д. При этом нередки нарушения еще одного положения закона, который запрещает размещение рекламы в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100 метров от них.<BR>Ведь реклама - это не только дегустация, но и раздача рекламных материалов, и даже наличие логотипа производителя на одежде.<BR>К нарушителям мы можем применить несколько мер воздействия. Во-первых, наложить штраф до 200 МРОТ. Во-вторых, выдать предписание о нарушении, в случае неисполнения которого можно наложить штраф до 5000 МРОТ. В-третьих, ограничиться письменным предупреждением.<BR>Сложности возникают при определении, кого наказывать: рекламное агентство, организовавшее акцию, или непосредственно рекламодателя. В первую очередь мы будем смотреть на крупные магазины, особенно - фирменной торговли, и станции метрополитена".<BR><BR>Денис Сизов, коммерческий директор ООО "S'TOP":<BR>"После таких проверок наши заказчики могут отказаться от сэмплинга, так как их продукция не всегда соответствует образу человека старше 35 лет. Но представителям МАП будет сложно придраться к работе девушек-промоутеров. <BR>Во-первых, многие рекламные агентства не нанимают на работу несовершеннолетних. Во-вторых, не заключают с ними трудового договора: получается, что она стоит и предлагает сигареты от своего имени, а не от лица агентства. В-третьих, российское законодательство допускает вариативность при толковании, и Закон "О рекламе" - не исключение.<BR>Мы не очень хорошо относимся к подобным проверкам, так как это мешает работать. Дегустации - эффективный способ продвижения какой-нибудь торговой марки производителя сигарет. <BR>Эффект (увеличение продаж) наблюдается сразу и длится 1-2 недели".<BR><BR>Яна Калашникова, коммерческий директор ООО "Международный центр бизнеса" (дистрибуция ликероводочной продукции):<BR>"Я согласна, что надо ограничивать рекламные акции табака и крепкого алкоголя. Но если это касается качественных вин - может быть, это не совсем правильно.<BR>Мы проводили дегустации на специализированных выставках, где посетителям предлагали попробовать вино молодые девушки.<BR>Я считаю, что дегустация может быть эффективна только при охвате максимально большего количества мест распространения.<BR>Рынок перенасыщен, и при локальных акциях человек, попробовав вино и не купив его сразу, через несколько дней забудет марку. К тому же, если сигареты можно раздавать прямо на улице, то с алкоголем так не получится. <BR>Сейчас мы рассматриваем предложения рекламных агентств по продвижению нового сорта вина, не исключено, что будет использоваться сэмплинг. Но теперь, видимо, придется подстраиваться под требования закона: или отказаться от дегустации в магазинах, или организовать ее иначе (например, вино будут предлагать попробовать продавцы за чисто символическую плату) - более точно ответить не могу.<BR>Но с точки зрения здравого смысла, сейчас очень трудно найти человека старше 35 лет, хорошо одетого, коммуникабельного, при этом готового заниматься таким бизнесом.<BR>Наверняка такие люди работают в других сферах и за другие деньги. Ведь сам по себе сэмплинг как специально создан для молодых людей, студентов".<BR><BR>Ирина Галиева, менеджер по связям с общественностью ОАО "Петро":<BR>"Мы занимаемся только производством сигарет, а продвижением занимаются рекламные агентства.<BR>Именно на них лежит ответственность за исполнение закона, так как, в соответствии с договором, рекламные агентства должны вести свою деятельность по продвижению нашей продукции в соответствии с российским законодательством, в том числе и Законом "О рекламе".<BR>В этом отношении позиция предприятия очень твердая. Мы считаем, что недопустимо употребление табака лицами, не достигшими 18-летнего возраста, и продавать сигареты можно только в местах, недоступных для подростков. Для этого мы оплачиваем мероприятия, направленные на то, чтобы молодежь училась делать самостоятельный, правильный выбор, руководствуясь своим здравым смыслом и соображениями здоровья.<BR>Для каждой торговой марки существуют своя программа продвижения и, соответственно, свое рекламное агентство.<BR>Заказы на проведение конкретных акций могут быть размещены в отдельных агентствах. Этим занимается наша служба маркетинга, которая находится в Москве".<BR>Ст. 16 п. 1 Закона РФ "О рекламе"<BR>"Реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий, распространяемая любыми способами, не должна... обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет, высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года".<BR>Кроме того, запрещается распространять рекламу алкоголя и сигарет в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100 метров от них. Применительно к сэмплингу (дегустациям) очень сложно добиться исполнения этого положения, особенно в центральной части города. <BR>