Карманы вузов жаждут промышленного заказа

Основной источник дополнительного дохода для вуза - платное обучение, программы, подготовительные курсы и т.п. По оценкам экспертов Министерства образования, российские студенты тратят на образование порядка $1 млрд в год.

<BR><BR>Основной источник дополнительного дохода для вуза - платное обучение, программы, подготовительные курсы и т.п. По оценкам экспертов Министерства образования, российские студенты тратят на образование порядка $1 млрд в год.<BR>По приблизительным подсчетам, еще такая же сумма расходуется абитуриентами на оплату репетиторов. При этом федеральный бюджет профобразования в 2000 году составил $1,3 млрд.<BR>Размер бюджета вуза зависит от тех источников дополнительного финансирования, которые он изберет для себя. Иначе говоря, от того, что он может сегодня предложить рынку: сдачу помещений в аренду или разработанные своими сотрудниками ноу-хау.<BR>Государственное финансирование составляет примерно 3/4 бюджета усредненного вуза.<BR><BR><B>Негосударственные деньги</B><BR>Лучше всех живут вузы, сумевшие адаптировать свой научный потенциал к реальным нуждам промышленности, работающие с компаниями и предприятиями на основе партнерства и заказов. Например, портфель коммерческих контрактов на научные разработки Санкт-Петербургского государственного технологического университета в 2001 году составил $350 тыс. Треть этой суммы - деньги корпорации DuPont, объясняющей свои инвестиции большим интересом к потенциалу петербургских специалистов и намерением предложить лучшим из них рабочие места (см. "ДП" №47/01). Соотношение госбюджетного и негосударственного финансирования этого вуза, как сообщил проректор по учебной работе Станислав Суворов, 50 на 50.<BR>В общем объеме финансирования Санкт-Петербургского государственного горного института (СПГГИ) доля хоздоговоров и инновационных проектов составляет 55% (финансирование из госбюджета - 16%). За последние 5-6 лет этот вуз сумел установить прямые контакты со многими крупными компаниями минерально-сырьевого комплекса. Почти каждая аудитория института "носит имя" какой-либо компании, а такие корпорации, как "ЛУКОЙЛ", "Газпром", "Сургутнефтегаз", "заведуют" целыми этажами.<BR>"Мы живем преимущественно за счет инвестиций в научную деятельность, - говорит ректор СПГГИ Владимир Литвиненко. - За счет собственных средств мы создали ряд научных лабораторий, имеющих двойное назначение: учебно-научная деятельность и выполнение научных исследований непосредственно для предприятий. Мы продаем им не идею на бумаге - мы внедряем готовый продукт". <BR>Зарабатывание денег путем обслуживания реальных потребностей рынка, как созданием промышленных разработок, так и качеством подготовки специалистов, ректор Горного института считает наиболее приемлемым для высшей школы. "Половина вузов Петербурга непосредственно связана с нефтепереработкой, минерально-сырьевым комплексом. И если предприятие отказывает вузу - это вопрос не к предприятию и не к отрасли, которую оно представляет, а непосредственно к руководству вуза, - считает он. - То же самое с гуманитарными вузами: если специалисты, которых они готовят, будут устраивать рынок, компании начнут работать с этими вузами".<BR>Заработанными наукой средствами вузы распоряжаются по-разному. Горный институт, например, использует их для социальной поддержки преподавателей и студентов. Техноложка контрактные деньги на поощрительные выплаты не тратит: "Это уже другой "кошелек": этот заработок идет исключительно на приобретение оборудования, реактивов и т.д.", - говорит проректор по учебной работе Технологического университета Станислав Суворов. <BR><BR><B>Общественные деньги</B><BR>Выпускники вуза - тоже источник финансирования. Университеты Западной Европы и США это усвоили давно, объединяя своих бывших студентов в ассоциации выпускников. "Общественная нагрузка" первокурсников некоторых западных университетов состоит в том, чтобы регулярно обзванивать членов ассоциации на предмет чего-нибудь у вуза купить: от абонемента в спортивный клуб до футболки с фирменным логотипом. По сведениям, таким образом каждый первокурсник привносит в казну университета в среднем $1000 ежегодно.<BR>В перечне возможных путей пополнения бюджета петербургских университетов подобный источник, как и спонсорство, почти не встречается. Хотя иногда некоторым вузам (например, Технологическому, Техническому университетам) удавалось обустроить за счет иностранных (преимущественно) компаний научные лаборатории. В среднем доля спонсорских денег в вузовских бюджетах не превышает 5%.<BR>"Реального спонсорства в России нет и, по всей видимости, в ближайшие годы не будет. Вкладывать деньги в образовательную деятельность спонсор сегодня не в состоянии. Законодательная база не обеспечила привлекательность такого рода добровольных пожертвований: за свои инвестиции спонсору придется заплатить безумно большие налоги", - комментирует Владимир Литвиненко. В начале 2001 года известный "меценат от науки" Джордж Сорос заявил о временной приостановке выдачи грантов российским вузам: мецената возмутило, что более 30% грантовых сумм уходит на налоги.<BR>Еще одна потенциальная финансовая сила - попечительские советы. Как правило, они объединяют компании, имеющие с вузом партнерские отношения, программы по работе со студентами и т.п.<BR>Так, Попечительский совет факультета менеджмента СПбГУ помог реализовать фандрайзинговый проект на сумму в $3,5 млн. За счет этих денег факультет сейчас реконструирует историческое здание в Волховском переулке, переданное университету целевым назначением администрацией Петербурга.<BR>Встречаются и факты организации добровольных пожертвований студентов. Например, в памятном 1998 году ректорат петербургского Электротехнического университета попросил студентов погасить задолженность вуза за коммунальные услуги. <BR><BR><B>Студенческие деньги</B><BR>Однако для большинства вузов студенты являются источником не добровольных, а обязательных платежей. Вузы, располагающие хорошим аудиторным фондом, доводят количество "бюджетных" и "контрактных" студентов до соотношения 1:1. <BR>"У нас платных мест наполовину меньше, чем государственных. В структуре дохода от всех платных образовательных услуг получение первого высшего образования составляет 50%; по 25% - программы переподготовки и МВА", - сообщила заместитель декана по PR и маркетингу факультета менеджмента СПбГУ Алена Андреева. Возможно, после получения еще одного здания факультет сумеет пополнить свой бюджет за счет увеличения доли платных услуг.<BR>Владимир Литвиненко - противник платного обучения: в Горном институте оплачивают обучение менее 1% студентов. "Мы не в состоянии устанавливать для студентов цену в рамках наших коммерческих интересов. Фактически условия заключения контракта нам диктует государство: стоимость обучения должна быть не меньше, чем затратная часть на каждого студента, а она у нас в среднем по вузу - $2600, на некоторых специальностях - $5500. Материальное же положение населения таково, что физическому лицу заплатить такую сумму просто нереально", - говорит ректор СПГГИ.<BR>В Техноложке учебу "внебюджетных" студентов оплачивают заинтересованные в будущих специалистах предприятия, которые также выплачивают своим подопечным стипендию. Физические лица оплачивают лишь 50% стоимости обучения. "Предоставлять образовательные услуги - это естественная и прямая обязанность вуза, - говорит Станислав Суворов. - По поводу того, что нельзя брать меньше себестоимости, - это ерунда. Многие вузы просто злоупотребляют этим, закладывая в расчет те показатели, которые никакого отношения к себестоимости обучения не имеют".<BR><BR>Планируемая правительством реформа высшей школы намерена сделать вузы "прозрачными". Основной шаг - изменение системы финансирования. Если сейчас государство финансирует непосредственно вузы, то в проекте реформы предлагается дотировать их клиентов, то есть студентов, путем выдачи каждому государственного именного финансового обязательства (ГИФО). Планируется, что ГИФО на "отличника" составит около $500 в год. Чем ниже оценка единого выпускного экзамена-теста (который будет являться одновременно и вступительным), тем меньше сумма. Эти ГИФО и принесут студенты в избранный вуз. По замыслу реформаторов, таким образом вузы окажутся в более жестких конкурентных условиях. Сегодня госбюджет выделяет вузам в среднем $350 на студента ежегодно. При этом затраты на обучение, особенно в крупных технических вузах, в несколько раз превышают сумму государственной субсидии: она идет в основном на зарплату преподавателям и в качестве источника дохода не рассматривается.<BR>