Англичане совершают модное "Преступление и наказание"

"Он на самом деле один из самых сексуальных характеров во всей литературе, несмотря на свою причастность к убийству, потому что он молод, бесстрастен, одинок и потерян. Он, если хотите, персонификация сегодняшнего Поколения Х, выражающего недовольство нес

<BR><BR>"Он на самом деле один из самых сексуальных характеров во всей литературе, несмотря на свою причастность к убийству, потому что он молод, бесстрастен, одинок и потерян. Он, если хотите, персонификация сегодняшнего Поколения Х, выражающего недовольство несправедливостью и властью".<BR>Не знаю, на кого вы подумали, но на самом деле все эти слова посвящены Родиону Раскольникову. Именно таким Раскольникова представляют создатели нового английского фильма по "Преступлению и наказанию", съемки которого по графику должны завершиться в Петербурге на этой неделе.<BR><BR><B>Молодежный роман</B><BR>На петербургскую часть фильма ВВС-2 затратила $750 тыс. "В эту сумму не включены расходы на авиабилеты и проживание съемочной группы в Северной столице", - пунктуален продюсер BBC Дэвид Снодин. Общие же затраты на проект, по его словам, составляют около $7 млн.<BR>Англичане решили сделать на основе романа Достоевского модный и хорошо продаваемый телепродукт. "Если наши декорации дотошно воспроизводят эпоху, то в остальном - некоторые вещи не вполне ей соответствуют. Мы хотели сделать роман более современным. Поэтому на роль Раскольникова взяли Джона Симма (исполнитель одной из главных ролей в культовом на территории Великобритании фильме Human Traffic (в российском прокате - "В отрыв!") про рейв и наркотики. - Д.Г.) - это должно привлечь молодежь. Я считаю, что "Преступление и наказание" - роман о молодых и для молодых", - сказал Дэвид Снодин.<BR>Продвижение проекта для аудитории будет происходить под тем же модным соусом. "Преступление и наказание" постоянно переиздается в Великобритании. Книга продается очень хорошо, огромными тиражами. Безусловно, это наиболее широкоизвестный роман Достоевского, и мы договоримся с "Пингвином" (крупное британское издательство, специализирующееся в том числе на классической литературе. - Д.Г.), что выйдет новое издание, с Джоном Симмом на обложке", - поведал продюсер.<BR><BR><B>Поразительный красавец</B><BR>Говоря о Достоевском, англичане не жалеют красок: "Описанный одним известным критиком как одно из самых захватывающих произведений в мире, роман "Преступление и наказание" - король детективных и убийственных историй, а также король психологических триллеров". Концепция фильма подчинена именно такой трактовке Федора Михайловича: "Это мрачная история второй половины XIX века, рассказанная Достоевским о Раскольникове - высокообразованном поразительном красавце, самонадеянном до кончиков ногтей молодом человеке, погруженном в ошибочную теорию и патологически угнетенном жестокостью и вероломством мира, который решает испытать свою храбрость и исключительность убийством скаредной старухи, о которой никто не будет жалеть".<BR><BR><B>Сибирский Петербург</B><BR>Канал Грибоедова; крылатые львы Банковского мостика; сосредоточенный студент "Финэка" садится в Ford c подбитым глазом-фарой. А в 50 метрах - телеги, "припаркованная" к гранитному боку набережной баржа, мешки, солома, вывеска "Торговля мясомъ", афишная тумба с объявлениями типа "Перевозка пассажиров Гамбургъ - Нью-IOРКЪ" и "Конфетти - 9 руб. за пудъ". И навоз - в отличие от многих других случаев, киношники использовали не бутафорию, а настоящие "образцы": человек, затерявшийся по пути к съемочной площадке, сказал, что вышел на нее по запаху. "В петербургских сценах мы снимали 400 человек и 15 лошадей, а также двух коров, свиней, собак и даже овец. Собаки, конечно, были тренированные. Некоторые из них нам показались слишком чистыми, поэтому пришлось их немножко вывалять в грязи", - рассказал Дэвид Снодин. <BR>"Преступление и наказание" - очень "топографический" роман. Известно, что старуха-процентщица проживала в доме №104 по Екатерининскому каналу (ныне - каналу Грибоедова), а Соня Мармеладова - чуть ближе к Невскому - в доме №73. Следователь же Порфирий Петрович служил в съезжей части на Садовой, 58.<BR>Но англичане адресному соблазну не поддались. И, к примеру, роль участка для них выполняла Академия художеств. "Мы думали о том, что можно вести съемки в реальных домах, на реальных лестницах (все интерьерные съемки будут происходить в павильонах киностудии в Лондоне), но они, с одной стороны, находятся в очень плохом состоянии, а с другой - очень узкие, очень маленькие... Мы использовали лестницы очень похожие. Так, лестницу, ведущую в квартиру старухи-процентщицы, мы нашли на Грибоедова, 35 - она лишь ненамного шире, чем у старухи", - поведал Дэвид Снодин.<BR>Фильм вполне логично будет заканчиваться наказанием и сибирской сценой. Правда, Сибирь снимут, не выезжая из Северной столицы. "Мы немножко обманем публику. Роль Сибири выполнит берег Финского залива. Просто для окончания фильма самое важное - чувство свободы и космоса", - считает Дэвид.<BR><BR><BR><B>Малярное кино</B><BR>Западные кинематографисты используют Петербург как съемочную площадку не слишком часто. Большие проекты, по масштабу сравнимые с тем же "Преступлением и наказанием", случаются раз в год - не чаще. Да и то - здесь, как правило, снимается не весь фильм, а делаются только натурные съемки. Несмотря на это иностранные заказы считаются весьма выгодными и престижными: местные киностудии сражаются за них не жалея сил. Заказ от ВВС-2 на организацию съемок "Преступления и наказания" в Северной столице получила петербургская студия "Глобус фильм", ранее помогавшая делать "Золотой глаз" про Джеймса Бонда и "Онегин" про Онегина.<BR>"Некоторые почему-то считают, что в России сложно снимать. Все оказалось ничуть не сложнее, чем в любой другой стране мира. К примеру, здесь гораздо проще остановить движение, чем в Лондоне, и вообще - все люди о-о-очень хотят помочь и очень терпеливы", - дал оценку Дэвид Снодин.<BR>Кстати, английское "Преступление и наказание" оказало посильную помощь петербургскому бизнес-образованию: самые массовые сцены фильма происходят практически под вывеской "Высшая экономическая школа".<BR>"У нас съемки уже закончились. Навоз потихоньку убирают, и дождик им в этом помогает. Студенты у нас взрослые - деньги за обучение платят, поэтому занятий никто не прогуливал. А вообще-то мне очень понравилась организация дела на съемочной площадке: они привезли с собой буквально все, включая походные кухни. И даже трубы водосточные покрасили. Раньше они были обычные - оцинкованные, а теперь - в тон фасада. Сначала, правда, покрасили там, где им было нужно для съемок, но мы посоветовали им не портить экстерьер, и они докрасили и с других сторон. Так что польза от кино несомненна. А вот мостовую, жаль, не замостили. Се ля ви", - вздыхает директор Высшей экономической школы Валентин Галенко.