00:0014 июня 200100:00
11просмотров
00:0014 июня 2001
Рынок веб-дизайна в Петербурге похож на землеустройство эпохи феодализма. У каждого есть свой небольшой "надел", который и "обрабатывается". При этом не всегда видно и понятно, чем же занимаются соседи.
<BR><BR>Рынок веб-дизайна в Петербурге похож на землеустройство эпохи феодализма. У каждого есть свой небольшой "надел", который и "обрабатывается". При этом не всегда видно и понятно, чем же занимаются соседи.<BR>Между тем у участников этого нового, еще не сформированного рынка отчетливо заметно желание объединиться, но как, зачем и чего от такого объединения ждать - не все столь же отчетливо представляют. В отношении создаваемой сейчас в Петербурге Ассоциации Интернет-компаний высказывают некоторый скепсис даже ее потенциальные члены. Испытывая потребность в формировании общего имиджа сферы своих услуг, дизайнеры вместе с тем отмечают, что прямая реклама веб-дизайна, как сектора В2В, себя не оправдывает: не сформирована потребность. С другой стороны, они убеждены, что через несколько лет стоимость веб-услуг возрастет многократно и у желающих заниматься дизайном не кустарно, а профессионально именно сейчас существует возможность "прыгнуть в последний вагон уходящего поезда". <BR>Обсудить эти и другие проблемы, а также перспективы своего рынка представители петербургских веб-студий собрались на круглый стол в редакции газеты "Деловой Петербург".<BR><BR>Дмитрий Олейник, генеральный директор ООО "WEGA":<BR>"За последние 2 года в российский Интернет вложено около $300 млн - и где эти деньги? Сколько компаний обанкротилось либо находится на грани, потому что ни потребители, ни сами владельцы систем не знали, как строить этот бизнес. И эти деньги - своего рода "плата за вход", за понимание идей этого бизнеса, за "серый" рынок. Вкладывать деньги в Сеть просто для того, чтобы сделать страничку и "повесить" на нее логотип, по-моему, бессмысленно. Другое дело, когда создаются бизнес-системы, грамотно просчитанные, ориентированные на конечного потребителя, когда после разработки необходимы люди, которые будут заниматься продвижением этих систем, контент-сопровождением и т.д. Это работа минимум на год. И никакой "серый" фрилансер этим заниматься не станет. Со своей стороны, мы тоже сейчас не работаем с маленькими фирмами: мы готовы помогать тем, кто хочет строить свой бизнес именно как бизнес, в том числе в Сети. Решение, которое делается сейчас, через 2 года будет стоить намного дороже: возрастут человеко-затраты на изготовление ресурсов, построение дополнительных сервисов, создание бизнес-логик и т.д. Время возьмет свое". <BR>Андрей Мамыкин, менеджер по продажам ООО "Рексофт":<BR>"Я считаю, что рынок уже и так структурирован. Сегментация идет по размерам проекта, и в каждом из этих сегментов есть своя конкуренция, а у каждой фирмы - свой круг потенциальных клиентов. Ассоциации, гильдии - все это работать не будет. Потому что каждая из них решает сугубо свои проблемы, чему есть немало примеров среди ассоциаций, например на рынке недвижимости. Даже если достичь соглашения, что члены ассоциации не будут выполнять работу меньше, чем за столько-то, все равно найдутся такие, кто "договорится" с клиентом. <BR>Кроме того, я считаю, что не стоит выделять веб-дизайн в отдельную отрасль. Тенденция рынка - как российского, так и зарубежного - направлена в сторону разработки информационных систем. А веб-дизайн - это только их часть".<BR><BR>Любава Черкасова, исполнительный директор художественной студии "Артимакс":<BR>"На мой взгляд, дизайн-студия, если у нее будет какой-то сертификат или лицензия, с точки зрения взаимоотношений с клиентами никакого очевидного преимущества не получит. Однако, с другой стороны, существует необходимость в более четкой структуризации рынка, в создании некой иерархии для того, чтобы этот рынок был менее хаотичен. Существует множество "одиночек", работающих у себя дома, и для студий, которые снимают офисы и несут массу издержек, такая ситуация не очень приятна. В том, что клиент обращается к таким надомникам, есть определенная опасность. Понятно, что заказчиком движет желание сэкономить. И он часто не осознает - мы не раз в этом убеждались, - что при этом рискует своими деньгами. Поэтому рынок надо воспитывать, создавать паблисити вокруг профессионалов".<BR>Александр Томилов, генеральный директор Tom Studio:<BR>"Проблема не в профессионализме или технических нюансах, а в деловой репутации компании. Были случаи недобросовестного отношения к клиентам, и тогда мы сталкивались с волной негатива по отношению к нашему сегменту в целом. Клиента волнует не стоимость, а прежде всего результат и ответственность, которую исполнитель берет на себя. Поэтому, если создавать ассоциации, то по критериям благонадежности фирмы - ее история, рейтинг и т.п. Я бы сказал, что веб-дизайн сегодня находится на стадии осознания объективного несовершенства. Следующий этап - осознание мотивации и желание изменить ситуацию".<BR><BR>Елена Золотарева, генеральный директор ООО "ЛЭК ТЕЛЕКОМ":<BR>"Создание ассоциаций не поможет отсеять непрофессионалов: на рынке всегда будут востребованы как высокопрофессиональные услуги веб-дизайна, так и услуги кустарей-одиночек. По крайней мере до тех пор, пока экономическое положение в стране будет оставаться неблагоприятным. И единственный серьезный минус "серого" рынка в том, что он не позволяет профессионалам диктовать свою ценовую политику, не оглядываясь на него. Но как с этим бороться? Приходится мириться и оглядываться". <BR><BR>Михаил Вишинский, веб-разработчик ООО "ЛЭК ТЕЛЕКОМ":<BR>"Поскольку специфика Интернета позволяет любому человеку создать страницу и рекламировать там свои услуги, и так будет еще достаточно долго, то небольшие компании будут обращаться за услугами по созданию таких несущественных проектов к "серому" рынку. Что касается крупных проектов - не думаю, что непрофессионал может выполнить их качественно и полностью. Но вряд ли это таит опасность для компаний, которые серьезно занимаются веб-разработками. Кроме того, достаточно большая часть "кустарей" днем работает в тех же Интернет-фирмах разработчиками. Поэтому бороться с ними невозможно". <BR><BR>Юрий Степанов, генеральный директор Интернет-студии "Петерлинк Web":<BR>"Есть масса компаний (как правило, небольших), которые от использования Интернета ничего не выигрывают или даже пользуются им себе чуть ли не во вред, т.е. просто перекачивают мегабайты. А для крупных и некоторых средних компаний Интернет может быть очень полезен, но многие из них об этом просто не подозревают. Поэтому подталкивать этот рынок развиваться вширь можно и нужно.<BR>Что касается его развития вглубь - очень многие, после того как пользуются Интернетом 1-2 года, начинают понимать, что им нужно предпринимать новые шаги в этом направлении. И главное - понимают, почему их нужно предпринимать; развивать веб-проекты, сайты, информационную систему. И тогда они начинают выбирать, причем выбирать осмысленно, выбирать более качественные предложения. И если сайт одной компании им пришелся "не по вкусу" - обратятся в другую. Поэтому и компании, которые предоставляют услуги, должны развиваться; возможно, вступать в партнерство: ведь необязательно одной фирме предоставлять весь спектр услуг".<BR>Арсений Цаплев, генеральный директор студии "Вэб Стайл":<BR>"Клиенты часто путают веб-дизайн и программирование, говорят: "Нам не нужен дизайн, не надо "рюшечек", не надо красиво - нам надо, чтобы работало". Поэтому я согласен с тем, что нет веб-дизайна как чего-то отдельного, есть программное решение.<BR>А проблема с "серым" рынком решается сама по себе. Есть крупные заказчики, которым действительно нужен солидный сайт и его постоянная поддержка. И есть фирмы из трех человек, и им не нужен сайт, им нужна пара страничек с описанием ассортимента их продукции. Зачем? А просто чтобы было. Вообще, все только начинается: масса компаний только что обнаружила, что есть Интернет и что в нем можно сделать свой сайт".<BR>Ирина Смирнова, главный редактор информационного туристического сервера "ТурАрена":<BR>"Фирма, которая думает о будущем, конечно же закажет сайт у профессионального разработчика. С гарантией качества и дальнейшего развития сайта. А если нужна просто "визитка" - ее может сделать и "кустарь". Так что все зависит от целей компании". <BR><BR>Ольга Иванова, менеджер по маркетингу ЗАО "Адмирал Телеком СПб":<BR>"Основная услуга нашей компании - это доступ в Интернет. Услуга по созданию веб-сайтов всплыла сама собой: заказчики говорили, что хотели бы сделать сайты. И сейчас "серый" дизайн нас не особо волнует: компании, которые обращаются к нам, понимают разницу и не пойдут "на сторону".<BR><BR>