Архитектор Жук изготавливает время

Архитектору Евгению Жуку больше всего на свете не хватает времени. Наверное, это и стало толчком к его хобби - он строит настенные часы.

<BR><BR>Архитектору Евгению Жуку больше всего на свете не хватает времени. Наверное, это и стало толчком к его хобби - он строит настенные часы.<BR>Гостиная в квартире Жука напоминает музей часов. На всех четырех стенах - около трех десятков этих тикающих механизмов. "Если завести все часы сразу - хоть из дому беги, такой начинается шум и звон. Как в сумасшедшем доме", - смеется хозяин. <BR><BR><B>Генеалогия Жуков</B><BR>Евгений Жук - человек немногословный, но с хитринкой в глазах. Так и хочется сказать: "Ну и жук же этот Жук!" Но таким, наверное, и должен быть архитектор, в семье у которого все архитекторы. "Мой дед был архитектором, папа архитектор, мама архитектор, я архитектор, жена архитектор, сын архитектор, дочь - дизайнер", - с гордостью рассказывает он о своем генеалогическом древе. Трудно даже сказать, сколько зданий в Петербурге спроектировали Жуки.<BR>Заказчиков Евгений Жук принимает в гостиной с часами. Увидев уникальную работу, клиенты становятся более сговорчивыми, поскольку понимают: имеют дело не просто с архитектором, а с Мастером. "Конечно, приходится проектировать разное. Вот недавно сделали небольшой такой домик: 600 м2, зимний садик, бассейн, гараж - все, как следует. Но это так - мелочевка. Сегодня я работаю над более серьезным проектом. Пока не скажу, чтобы не сглазить", - говорит Жук. Но больше всего Жук переживает за другой проект, который, увы, так и не пошел в дело: "Несколько лет назад с помпой было объявлено о проекте плавучих объектов в дельте Невы, архитекторам представили иностранного инвестора, который был готов выложить деньги. Мы работали над проектом 2 года и предложили все объекты расположить почти вровень с парапетами набережной, чтобы не коверкать привычный облик города. Но инвестор куда-то пропал, и о проекте забыли. Вот если бы этот проект был воплощен, я действительно был бы доволен судьбой". <BR><BR><B>Ловушки</B><BR>Часы - это только хобби. На каждую "ловушку времени" у архитектора уходит полгода и больше. Названия своим произведениям автор не дает: "А зачем? Пусть зрители сами голову ломают". Но часы у Жука говорят сами за себя: есть, например, "башня времени", выточенная из палисандра, - лестница, поднимающаяся по спирали, внезапно обрывается на пути к полусферическому куполу механизма. Своего рода символ недоступности времени. Человечек, замерший внизу у лестницы, кажется на этом фоне маленьким и одиноким, словно потерявшимся во времени. Более оптимистичны часы-храм: время имеет форму солнца, а собравшиеся на лестнице мудрецы, кажется, вот-вот найдут секрет времени.<BR>"В основном мои часы стоят на месте. Слишком много нужно времени, чтобы обойти все часы и завести их", - признается Жук. В выставках тоже не участвует: "Это не мое, мне это не надо. И реклама мне тоже не нужна".<BR>Если гости просят, Жук заводит часы, и начинается бешеный бег времени. Причем, как признается Евгений, часы то отстают, то бегут вперед: "Правда, не намного - минут на 5 в сутки. Но это для меня не суть". <BR>Движение зубчатых колес и колесиков и впрямь завораживает. Время, пойманное в ловушку, пытается вырваться энергичными взмахами птичьих крыльев, а крошечный человечек в красном кафтане, размахивая звенящим колокольчиком, усиливает суматоху. Через час стрелка снова заденет язычок, и спектакль повторится.<BR>Почему решил делать часы, Жук и сам не знает. Правда, с детства любил что-то мастерить, чинить. Первые часы смастерил лет 20 назад из гипса: стрелочка задевала пружинку - звякал колокольчик. Потом все больше стал отдавать предпочтение дереву, в основном красному. И никакого лака - только шлифовка по старой технологии. Металлические части тоже делает сам. Есть у Жука и старинный токарный станок - он достался ему от деда и по сей день служит верой и правдой. <BR>"Самое сложное - рассчитать, чтобы часы жили и двигались", - говорит Евгений. По натуре он - изобретатель, так что до многих секретов доходил сам, в процессе работы, а уже после находил, что "открытие" было сделано задолго до него - не сотни, а тысячелетия назад. Но Мастера это не смущает: "Главное - это процесс, работа. Сначала я разрабатываю проект, рисую, точу, режу, а потом, после всех стараний и трудов, очень горжусь своей работой". <BR><BR><BR><B>Гигантомания</B><BR>Несколько часов подарил своим близким, но в основном делает их для себя: "По заказу мне работать неинтересно". Зато с энтузиазмом взялся за создание клепсидры ("воровка воды") - так в Греции называли водяные часы, заимствованные из Вавилона или Египта. <BR>Это был сначала простой металлический или глиняный, а затем стеклянный сосуд, который наполняли водой. Медленно, капля за каплей, вытекала вода, уровень ее понижался, и деления на сосуде указывали, который час. "Вместе с одним моим знакомым пытались воссоздать древние часы, но пока не получается, - сетует мастер. - Ходили в Публичку, искали литературу, но никаких эскизов, даже примитивных набросков не нашли. Солнечные часы делать не пытался: окна в квартире на теневую сторону выходят. Да и много в мире было всяких часов. Например, огневые - в них медленно горели свечи. Когда сгорало энное количество - значит, прошло два кола времени".<BR>Евгений Жук тяготеет к крупным формам. Видимо, поэтому одни из самых больших часов (1,20 м на 1,20 м) одновременно являются самыми любимыми. Евгений заводит их чаще всего: композиция из деревянных колесиков ежечасно заставляет звенеть латунный органчик. Самые высокие часы - выше самого Мастера, настоящий "столп времени".<BR>Но сейчас в работе еще больший по объему хронометр. "Это будет вот такой круг, - Евгений Жук разводит руки в стороны, пытаясь обрисовать размеры часов. - Третий год их делаю, но все времени не хватает".