Российские чиновники встают в элитную позу

Опыт экономически развитых стран позволяет присматриваться к разным моделям административного управления государством.

<BR><BR>Опыт экономически развитых стран позволяет присматриваться к разным моделям административного управления государством.<BR>Ярким примером двух диаметрально противоположных систем управления являются США и Франция.<BR><BR><B>Селективные менеджеры</B><BR>В США действует так называемая "менеджеральная" система управления. Она имеет много общих черт с управлением крупной корпорацией. К основным отличительным ее признакам можно отнести то, что аппарат госслужбы формируется на основе обычного трудового законодательства. Около 42% руководителей органов исполнительной власти муниципальных образований работают на контрактной основе с муниципалитетом. В кадровой политике господствует концепция специализации служащего в госаппарате. Соответственно, при найме на конкретную должность (на открытой конкурсной основе) в первую очередь обращается внимание на подготовленность кандидата и его квалификацию, а не на его заслуги. Соотношение между политическими и карьерными чиновниками составляет 1:5. Автоматическое продвижение по службе исключено.<BR><BR><B>Элитные менеджеры</B><BR>Во французской системе управления, которую называют элитарной, "политики" значительно уступают по численности "администраторам" (1:40). <BR>Существует четыре класса чиновников: А (вырабатывают управленческие решения), В (осуществляют реализацию решений), С и D (технические исполнители). От чиновника требуются высокий уровень общей культуры, способность выполнять административные и технические функции. Существует гарантия медленного, но верного продвижения по служебной лестнице по мере выслуги лет. Институт "политических" чиновников стоит над иерархической управленческой системой.<BR><BR><B>Наследственные менеджеры</B><BR>Система государственного управления в России имеет больше сходных черт с французской моделью. Элиту в корпусе чиновников составляют государственные служащие. Институт полномочных представителей Президента в регионах по их функциям идентичен французским префектам (полномочным представителям Республики).<BR>О намерении и дальше следовать опыту Франции свидетельствует предложение министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа передать фонд оплаты труда в распоряжение первых лиц министерств и бюджетных учреждений. По его мнению, любое государственное учреждение должно само планировать свой бюджет.