00:0004 июня 200100:00
45просмотров
00:0004 июня 2001
Когда начались реформы на селе, многие руководители посчитали, что главное - вырастить продукцию. И только позже поняли: главное - ее продать.
<BR><BR>Когда начались реформы на селе, многие руководители посчитали, что главное - вырастить продукцию. И только позже поняли: главное - ее продать.<BR>Фирменные магазины развивают в основном те хозяйства, которые находятся рядом с Петербургом и имеют большой ассортимент продукции. <BR><BR><B>Главное - ассортимент</B><BR>У Акционерного сельскохозяйственного общества (АСХО) им. Тельмана семь магазинов в Петербурге и Колпино, и сейчас строят еще три павильона. Через эти и другие торговые точки хозяйство продает около 15% овощей и почти всю продукцию мясопереработки. В АСХО им. Тельмана считают, что в фирменных магазинах нужно увеличивать ассортимент, причем в первую очередь за счет расширения своего производства. Сейчас в их магазинах представлено не менее 70% собственной продукции, и держать такое соотношение для тельмановцев важно: сельхозпредприятие получает льготы, в том числе по аренде.<BR>В этом году собственный ассортимент расширится: в хозяйстве проводят эксперимент по выращиванию капусты брокколи, корневого сельдерея, пекинской капусты, новых для нашего региона культур. И, как следствие, предприятие сможет расширить ассортимент сторонней продукции, сохранив при этом льготы. "Есть проект создания производства замороженной продукции, которая пользуется устойчивым спросом, на 5 тысяч тонн в год, - говорит директор АСХО им. Тельмана Екатерина Ястребова. - Но пока не можем найти инвесторов под этот проект стоимостью $10 млн".<BR><BR><B>Ложка дегтя в бочке молока</B><BR>Сельхозкооператив "Шушары" пошел другим путем. "Через крупный опт продаем только 25% продукции, остальную реализуем по договорам с магазинами или сами. В этом году мы возобновили торговлю молоком из бочек, поскольку молочное производство пошло в рост и у нас появились "излишки" молока. В течение 3 последних лет мы не продавали молоко с бочек, все уходило на "Петмол", с которым мы имеем договор", - говорит начальник отдела торговли, маркетинга и цен сельхозкооператива "Шушары" Елена Хусаинова. - Однако из 9 фирменных магазинов в прошлом году мы закрыли три, цена на аренду слишком высокая, а места неходовые". <BR>"Наше хозяйство также развивает бочечную торговлю, спрос на разливное молоко большой. Всего же примерно 40% полученной продукции мы реализуем через собственную торговлю, - говорит заместитель председателя по снабжению и сбыту сельхозкооператива "Детскосельское" Виктор Григорьев. - Этот процент мог быть больше, но под магазины в городе нам предлагают, как правило, подвальные помещения в неудобных для посетителей местах".<BR><BR><B>Мал, да удал</B><BR>Фермеры также пытаются развивать свою торговую сеть. Это, как правило, обусловлено "борьбой за качество". <BR>"Мы производим цветы и посадочный материал, в том числе элитный, который стоит достаточно дорого, - говорит директор ЧП "Колос" Вячеслав Колос. - В нашем ассортименте - сотни луковиц разных сортов. Продавать такую специфическую продукцию нужно умеючи. Продашь вместо редкого сорта что-то рядовое - и потеряешь не одного, а много покупателей. Поэтому у нас 100%-ный контроль при производстве, но мы должны быть уверены, что и продавцы нас не подведут. А вот в этом-то загвоздка. Продавцов, которые умеют продавать сортовой посадочный материал, практически нет. Поэтому развиваем собственные торговые точки, а сейчас присматриваем помещение для магазина. Также мы принимаем участие в выставках, где продаем большую долю нашей продукции".<BR>Другой пример. Фермерское хозяйство "Гнездово" производит компост на основе гусиного помета по собственной технологии. Он стоит на пару рублей дороже того, что производят другие фирмы. Разумеется, магазины клюют на дешевизну, качество их меньше интересует. Тогда руководитель этого хозяйства Владимир Богданов решил давать гарантии на свою продукцию. Он начал ее упаковывать так, чтобы она была узнаваема. Один раз это даже спасло ему жизнь. "Совсем недавно был такой случай: один богатый человек купил за границей розу за $3 тыс., купил компост, и она погибла. Он вышел на меня и предъявил претензии. Но у него-то оказалась не моя продукция. Спасло положение то, что моя продукция имеет фирменные отличия", - рассказал Владимир Богданов.<BR><BR><B>Осетрина второй свежести</B><BR>У рыбоводческих хозяйств свои проблемы со сбытом. Например, магазины в Петербурге практически не продают живую рыбу, как это стало уже обычным делом в Москве. "Мы готовы даже сотрудничать с магазинами в плане оборудования специальными резервуарами для продажи живой рыбы, но редкий магазин идет нам навстречу, мотивируя тем, что торговля живой рыбой осложнит им работу", - говорит Владимир Конюхов, директор ООО "Экон".<BR>Снабжение ресторанов, гостиниц - также один из каналов сбыта для многих сельхозпредприятий и фермеров, которые производят эксклюзивную продукцию, такую, как гусятина, индюшатина, мясо нутрий, страусов, грибы, форель и др.<BR>Продажа через Интернет пока не нашла широкого распространения, хотя сельхозпроизводители и этот канал уже осваивают. "Мы разместили объявление о продаже лошадей в Интернете полгода назад, но пока никаких предложений не поступило", - рассказала зоотехник Калгановского конного завода ЗАО АПП "Северная звезда" Татьяна Сакова. <BR><BR>А молочко-то из Гатчины!<BR>Реклама сельскохозяйственной продукции - дело тонкое. В этом отношении наши сельхозпроизводители делают первые шаги. Сегодня практически все крупные сельхозпредприятия имеют свои буклеты, прайсы, маркируют упаковки. Например, в АОЗТ "Лето" думают над тем, чтобы маркировать каждый выращенный огурец, поскольку на рынке много "подделок", которые хуже качеством. С продуктами питания действует принцип: "одна тетка сказала". Если кому-то не понравится продукция, еще 10 человек будут об этом знать. Удачным ходом считается упоминание в названии места происхождения продукции, как, например, "Сметана из Гатчины" и др.