Аграрии и овощебазы пошли в разные стороны

Прошло то время, когда плодоовощные оптово-розничные организации, или попросту овощебазы, отдавали предпочтение бананам и киви, отворачиваясь от областных сельхозпроизводителей. Теперь они стараются их вернуть, но это, оказывается, не так-то просто.

<BR><BR>Прошло то время, когда плодоовощные оптово-розничные организации, или попросту овощебазы, отдавали предпочтение бананам и киви, отворачиваясь от областных сельхозпроизводителей. Теперь они стараются их вернуть, но это, оказывается, не так-то просто. <BR>В основном с овощебазами сегодня заинтересованы работать сельхозпредприятия дальних районов Ленобласти - Лужкого, Кингисеппского и др. и фермеры, которые нередко не имеют своих складов. Со слов президента Ассоциации плодоовощных оптово-розничных организаций Санкт-Петербурга, генерального директора ЗАО "Норд-Овощ" Григория Колотова, ради восстановления "былой любви" овощебазы идут даже на финансирование весенних полевых работ в виде денег, покупки семян или другим образом, но практически каждая из баз участвует в такой предоплате.<BR><BR><B>Сами с усами</B><BR>Пригородные "совхозы" пытаются сами решать вопросы сбыта и хранения. "Нам выгодно хранить выращенные овощи на собственных складах, которые недавно заново реконструированы и вполне отвечают современным требованиям, - говорит заместитель председателя по снабжению и сбыту сельхозкооператива "Детскосельское" Виктор Григорьев. - Например, лет 6 назад мы переоборудовали один из опустевших свинарников под современное хранилище, где поддерживается определенная температура и режим вентиляции. Потратили тогда около 780 тыс. рублей, проектировало склад предприятие "Электромашина", с которым мы по-прежнему поддерживаем отношения". Складом "Детскосельское" довольно, затраты давно окупились. После этого реконструировали еще пять складов, и теперь складские площади позволяют хранить весь выращенный урожай. Поэтому хранение на овощебазах "Детскосельскому" невыгодно. "Мы продаем овощебазам нашу продукцию в течение года и одновременно работаем по договорам с магазинами", - говорит Виктор Григорьев.<BR>С ним соглашаются руководители других сельхозпредприятий, которые расположены вокруг Петербурга и, как правило, имеют складские помещения, полностью обеспечивающие их потребности. "Сейчас одна из овощебаз предложила нам возобновить работу, но мы пока подсчитываем, будет ли это нам выгодно. Все-таки за годы самостоятельной работы мы и сами наработали опыт по продаже", - говорят специалисты АСХО "Шушары".<BR><BR><B>Конкуренция, однако</B><BR>Эта ситуация не устраивает овощебазы. "Таким образом мы становимся конкурентами, - говорит Григорий Колотов. - Например, сельхозпроизводитель привез нам часть своей продукции, положил на хранение, с условием, что мы займемся ее реализацией. А потом он другую часть той же самой продукции предлагает в те магазины, что и мы, но, разумеется, уже по более низкой цене. В результате овощебазы становятся неконкурентоспобными. Это один из самых больных вопросов и заставляет нас поворачиваться в сторону продукции из других регионов".<BR>В цифрах это можно проиллюстрировать так: себестоимость овоща - 1 руб./кг, рынок говорит, что можно продать его за 2 руб./кг. Но, если он мне продаст, он 1 руб. прибыли с 1 кг не получит, он должен будет отдать овощебазе часть прибыли, и сельхозпроизводитель не хочет делиться. Но что получается: он сегодня может продать только 100 кг продукции, и он выращивает только 100 кг. Но по своим возможностям может выпустить 300. И это обойдется ему не в 1 руб., а меньше, потому что объемы больше. Поэтому, увеличив объемы, он получит больше дохода, хотя и поделится. "На наш взгляд, это одна из причин, почему село в несколько раз сократило объемы производства и сейчас идет дальнейшее сокращение площадей под овощами", - считает Григорий Колотов.<BR>"В цепочке "сельхозпроизводитель - оптовый рынок" все должно быть согласовано в хорошем смысле слова, - говорит генеральный директор ЗАО "Приморское объединение" Николай Безруков. - Тогда фермер, вырастив картофель, будет знать, что с ним делать дальше. Как это происходит, например, в Голландии: фермер сдал на оптовую базу выращенную продукцию, база хранит, и дальше идет распределение. Это велосипед, который уже изобретен, его надо только усовершенствовать. Я думаю, экономика сама подведет нас к этому".<BR><BR>Маленькая рыбка или большой таракан?<BR>Овощебазы в Калининском и Приморском районах охватывают население в 1,5 млн человек. Сельхозпредприятиям из южных районов Петербурга приходится преодолевать до 50 км и более, чтобы достичь северных районов города, а потом развозить по магазинам по 20-30 кг овощей.<BR>"Экономически это просто невыгодно, - говорит Григорий Колотов. - А мы сразу большую машину забираем. Поэтому я вижу два пути: либо "совхоз" арендует у нас склад, либо сдает нам эту продукцию, и мы ее сами комплектуем и развозим. <BR>Все на поверхности, сейчас мы пытаемся найти финансовые рычаги взаимоотношений. Приглашаем к нам директоров предприятий, пытаемся договориться. Думаю, дело все же сдвинется. <BR>На мой взгляд, надо не розницу, а места оптовой продажи приблизить к городу. На наших базах мы готовы выделить совхозу места. Они привезли большую машину, приехали десятки покупателей, забрали продукцию и уехали. Что осталось - на склад. Это может стать ступенькой к более тесному взаимодействию".