РОССИЮ ЗАСТАВЯТ ОТМЫТЬСЯ

Ратификация международной конвенции об отмывании доходов для России - как кость в горле: и вырвать надо, и задохнуться страшно.

<BR><BR> Ратификация международной конвенции об отмывании доходов для России - как кость в горле: и вырвать надо, и задохнуться страшно. <BR><BR>Однако паровоз запущен, и, несмотря на скандалы последней недели, первый из внутренних документов, который должен сопровождать ратификацию, вчера был буквально впаян в повестку дня Государственной думы. Следующими должны стать ряд поправок в банковское законодательство.<BR><BR><B>На нервах</B><BR>На все про все у России осталось 19 дней. В начале июня состоится очередное заседание Международной комиссии по борьбе с отмыванием капиталов (FATF), которая заседает в Париже. Если конвенция не будет ратифицирована, а закон не будет принят, страну ждут санкции. Санкции могут включать и замораживание денег на счетах российских компаний в банках некоторых стран, в частности, в американских и европейских банках. На сессии будут рассматриваться меры и санкции против 15-ти стран, которые не приняли соответствующего законодательства. Россия в их числе.<BR>Накануне пленарного заседания думы страшно ругался глава думского комитета по безопасности Александр Гуров, бывший следователь по особо важным делам и самый знаменитый борец с мафией эпохи начала конца СССР. Его возмутила немотивированная передача кураторства над законопроектом о противодействии отмыванию незаконных доходов комитету по кредитным организациям и финансовым рынкам.<BR>Его глава депутат Александру Шохину отпарировал, что когда правительство и Совет Госдумы принимали решение, в какой комитет - банковский или по безопасности - направить этот закон, они исходили из того, что этот орган будет финансовым, и подобно Минфину и ЦБ займется сбором информации, но не будет проводить следственных мероприятий.<BR>"Суть закона в том, что он не вводит новую технологию деятельности правоохранительных органов по борьбе с отмыванием денег, а обеспечивает повышенную прозрачность финансовых операций с целью аккумулировать информацию о денежных и имущественных сделках в специальном уполномоченном органе".<BR>"Из-за нервов" же оконфузилась Ассоциация российских банков, которая вдруг заявила 23 мая, что у нее есть альтернативный законопроект, подготовленный московским Пробизнесбанком.<BR>Этому законопроекту света не видать в любом случае, поскольку Ассоциация коммерческих банков не является субъектом законодательной инициативы. Не состоявшемуся документу предстоит рассыпаться на несколько мелких поправок, чтобы быть внесенными на рассмотрение Государственной думы отдельными депутатами. Да, и случись невозможное, и окажись предложенный ассоциацией вариант в повестке пленарного заседания, скорее всего он был бы заблокирован. - Правительственный законопроект единодушно поддерживается и правительством, и самими депутатами.<BR><BR><B>Зерна от плевел</B><BR>Ценные зерна банковского проекта - это предложение закрепить суммы, подпадающие под действие закона в МРОТ; сократить список сделок, подлежащих обязательному контролю с 30 до двух; а также определить полномочия органа, получающего информацию о сомнительных сделках. <BR>Эти три зерна разработчикам понравились. Так, в условиях инфляционных процессов в стране закрепление цифры ставит под сомнение эффективность закона. Для того, чтобы он работал, потребуется всякий раз, в зависимости от скачков инфляции, закон переписывать. В этом отношении МРОТ - более пластичен. <BR>Список сделок, признают разработчики принятого законопроекта, действительно должен быть жестко закрытым. До тех пор, пока он будет открыт, решать, какая сделка является подозрительной, будут чиновники. Что естественно создает почву для коррупции, и в таком случае любая сделка может быть заблокирована, либо использована в пользу конкурентов. Что касается полномочий органа, получающего информацию о сомнительных сделках, то и они должны быть четко прописаны, чтобы опять же, закрыть возможность для чиновников для манипулирования.<BR> Досталось Александру Шохину еще и за то, что документ внесен на рассмотрение в первом чтении раньше положенного срока. На что тут же нашелся ответ - это было сделано, по словам пресс-секретаря банковского комитета Юрия Крючкова, сознательно. Обычно, принимая-отклоняя закон, депутаты голосуют за концепцию. Согласившись с ней, то есть принялв в первом чтении, они оставляют себе больше времени на шлифовку содержательной части закона. Если основной закон будет принят 27-28 июня, к нему потребуется принятие закона, вносящего поправки в уголовный и таможенный кодекс и т.д. Скорее всего, до 12 июля основной будет принят, а вот остальные - вряд ли. <BR><BR><B>Всем за стол</B><BR>Чтобы "умыть лицо" перед вызовом в Париж на ковер 12 июня, в Петербурге будет проведена Международная конференция "Теневая экономика и легализация доходов, полученных незаконным путем", организованная совместно правительством РФ и Управлением ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности (УКНПП ООН). В конференции примут участие эксперты из Интерпола, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, а также представители правоохранительных органов более чем из 20 стран. Ожидается, что Конференцию откроют президент РФ Владимир Путин и исполнительный директор УКНПП ООН Пино Арлакки. <BR>Устроит ли подобный реверанс FATF - большой вопрос, но это все-таки лучше, чем полное пренебрежение требованиями международной комиссии по борьбе с отмыванием капитала.<BR>С этой организацией Правительство РФ и ЦБ РФ сотрудничает "давно и плотно" (см. "ДП" №95/97). Для FATF сомнительной является любая сделка, связанная с "оффшорами". Как показывает мировой опыт, на сегодняшний день наиболее популярный способ "отмыва" сумм в $10-100 млн - это использование именно оффшорных зон. При этом, как признают представители ФАFATF, без привлечения специалистов по негласному получению информации весьма проблематично установить, кто и сколько денег переправляет в оффшоры. <BR><BR>Подальше положишь...<BR>Согласно платежному балансу России за 2000-й год, положительное сальдо страны оказалось рекордным за все годы существования свободной России, но при этом увеличился отток капитала. Невозврат экспортной выручки достиг $5,293 (в 1999 году было $195 млн). То есть компании предпочитают держать деньги за рубежом. <BR>Деньги поступают в качестве взносов в уставный капитал предприятия, зарегистрированного в оффшорной зоне. <BR>Затем уже оттуда они идут для организации предприятия в России, причем популярно создание именно финансово-кредитных организаций. ЦБ РФ да и правоохранительные органы могут только подозревать, что предприятие создано кем-то из оффшорной зоны с целью отмывания денег, но это подозрение надо доказать, что пока практически невозможно. <BR>Дело не в плохой работе российских спецслужб, а в законодательстве самих оффшорных зон.<BR><BR><B>С кем идти в разведку</B><BR>По сути, у развитых европейских стран всегда были два требования применительно к России. Первый пункт - принятие специального закона, и второй - создание структуры под названием "Финансовая разведка", координирующей деятельность спецслужб по анализу финансовых потоков и выявлению незаконной финансовой деятельности. Россия не выполнила до сих пор ни одного пункта. Новый законопроект должен обеспечить прозрачность финансовых операций с целью аккумулировать информацию о денежных и имущественных сделках в специальном уполномоченном органе. Иначе говоря, предусматривает создание в российской правоохранительной системе подразделений финансовой разведки (ПФР). Сегодня ПФР уже существуют почти в каждом не только правоохранительном, но и контролирующем ведомстве. К примеру, согласно Положению ЦБ "О департаменте валютного регулирования", это подразделение формирует банк данных о нарушениях хозяйствующими субъектами валютного законодательства и о совершении ими подозрительных операций. Департамент анализирует схемы, используемые хозяйствующими субъектами при проведении валютных операций для вывода валютных средств за границу.<BR>Если оставить за рамками ведомственные споры, на чьей базе будут создаваться ПФР (вероятнее всего, на базе Минфина) следует помнить, что новая служба предполагает жесткий контроль над теми, кто имеет доступ к финансовым потокам. Кроме того, у западных ПФР есть жесткая законодательная база. В России ее нет. В итоге бизнес получит новую фискальную структуру, не ограниченную законом.<BR>Именно поэтому российский бизнес относиться к нововведению крайне осторожно и не спешит его комментировать. Предпринимателей беспокоит отсутствие механизма исполнения закона.