Скульптор готовит цирковое представление

Вконце мая перед Цирком на Фонтанке скульптор Арсен Аветисян поставит бронзовую двуликую композицию. С одной стороны это циркач, с другой - циркачка.

<BR><BR>Вконце мая перед Цирком на Фонтанке скульптор Арсен Аветисян поставит бронзовую двуликую композицию. С одной стороны это циркач, с другой - циркачка. <BR>Идея подарить скульптуру цирку появилась у Арсена в прошлом году. Прогуливаясь по Москве, он увидел возле Московского цирка памятник Никулину. К тому времени у Арсена была уже не только готовая скульптура, но и навязчивое желание сделать город "пластичней". <BR><BR><B>Человеческий рост</B><BR>"Раньше в России невозможно было представить легкую пластику, изображавшую кого-то кроме великих деятелей, - рассказывает Арсен. - Нужно, как в Европе, всю городскую скульптуру спустить с постаментов и посвятить ее не великим, а простым людям". <BR>Циркача отливали во Франции 3 месяца, а 1,5 ушло на искусство общения с петербургскими чиновниками. Некоторые из них недоумевали: "У нас тут столько проблем, а вы чем занимаетесь?" Или просто предсказывали, что почти двухметровая бронзовая фигура простоит недолго. Чтобы затруднить работу "собирателям" позолоченной бронзы, Арсену пришлось-таки поставить циркача на постамент - стальную дугу. <BR><BR><B>Тень отца</B><BR>Это первая "уличная" работа скульптора, который до этого делал своих бронзовых героев только для интерьеров. Видимо, в пику родителям-скульпторам (они сейчас живут во Франции), известным своими монументальными работами. <BR>К примеру, его отец Альберт Аветисян украсил бывшее советское пространство 15 гигантскими бронзовыми мемориальными комплексами. Для Киева он соорудил самый тяжелый в мире монумент: на "Форсирование Днепра" скульптору понадобилось 550 тонн бронзы. <BR>Арсен Аветисян выбрал более "легкую" жизнь: его скульптуры весят всего несколько килограммов и претендуют на роль малых архитектурных форм. <BR>Кстати, обладатель самого большого числа интерьерных работ Арсена - Жан-Люк Хильдебранд, владелец сети ресторанов в Петербурге. Он очень помог художнику в трудные времена, когда тот только приехал в Северную столицу. <BR><BR><B>Наносное </B><BR>"В сравнении с камнем бронза более живой материал, с ней я стал работать только в Петербурге. Раньше я делал своих мужчин и женщин из камня - это более традиционно для Армении", - улыбается Арсен. Впрочем, в каком-то смысле Арсен остался верен традициям. <BR>Сделав эскизы, как и отец, он сам варит пластилин нужной консистенции, потом с помощью специально выточенной палочки обрабатывает фигуру, которую затем отливают на заводе. После этого Арсен наносит на готовую скульптуру патину, но не обычную - цвета "плесени", а совершенно разных оттенков. Управлять цветовой гаммой патины Арсен научился во Франции, в городе Шампань, где известный литейщик Патрик Помел поведал скульптору секрет своей династии. <BR>"С патиной можно совершать чудеса постоянно. Недавно я открыл для себя коричневый цвет: все думали, что это керамика или малахит - никак не бронза. Когда я попал в Париж, я был потрясен: искусство литья в бронзе там настолько высоко, что будущий цвет мастера предугадывают по температуре металла". <BR><BR><B>Пантомима</B><BR>Первая бронзовая серия Арсена "Маски" появилась в 1993 году, когда скульптор только переехал из Армении. "В Петербурге неожиданно я почувствовал себя окруженным множеством неведомых ранее подводных течений, масок, в которые облачаются мужчины и женщины". <BR>Но вскоре эта дисгармония показалась комичной, и холодные маски первого периода творчества сменились гримасами шутов. Одна из последних серий Арсена - "Соперники" родилась в Мариинском театре. <BR>"Я стоял в фойе, пил сок и вдруг обратил внимание на мужчин, которые с победоносным видом прогуливались со своими женщинами, оценивая друг друга, - вспоминает Арсен. - Казалось, чтобы показать свое преимущество, они были готовы взять женщин на руки, поставить себе на плечи, подбросить вверх... Я тут же сделал эскизы".