Рекламисты попадают в сеть

Проев западные инвестиции, Рунет застыл. Единственное, что его может вывести из этого состояния, - реклама офф-лайновых брэндов.

<BR><BR>Проев западные инвестиции, Рунет застыл. Единственное, что его может вывести из этого состояния, - реклама офф-лайновых брэндов.<BR>Рекламными расходами этих самых брэндов управляют рекламные агентства, и проблема в том, что они вовсе не спешат попасть в "сеть". Далеко не все рекламные агентства вообще могут похвастаться наличием своего сайта, а если он и есть, то последний раз обновлялся в прошлом году. Рынок подошел к предреволюционной ситуации: низы (корпорации и Интернет-студии) не могут, верхи (офф-лайновые рекламные агентства) не хотят. Другими словами, у офф-лайновых рекламных агентств есть клиенты и есть бюджеты клиентов, но они не в состоянии разобраться с Интернет-рекламой. У Интернет-рекламных агентств есть специалисты, но они не могут получить доступ к бюджетам клиентов, которые по привычке идут в обычные рекламные агентства. Поэтому проблема сводится к одному: как off-line и on-line рекламные агентства смогут в одном месте где-то встретиться, договориться и обменяться навыками и клиентами. Объединившись, им предстоит перепахать большое поле, например, тех же корпоративных сайтов. Корпоративный Рунет сегодняшнего дня условно можно разделить на две части - красивые сайты и не очень. Ни рекламных, ни маркетинговых функций они практически не выполняют и в большинстве случаев напоминают буклеты.<BR><BR><B>И не уговаривайте меня</B><BR>"У меня, например, на столе принципиально нет компьютера, приходится пользоваться чужим, когда надо. Нет, ну на самом деле мне проще что-то найти в справочнике, чем в Интернете. И я думаю, что таких очень много, пока на самом деле таких людей большинство в стране. Собственно, поэтому мы особенно активно и не занимаемся продвижением Интернет-проектов. Большинство населения страны еще менее продвинуто в этом плане, чем я. Конечно, какой-нибудь звонок с Урала: "Что вы там делаете?" - "А вот зайдите на наш сайт, посмотрите наши работы". Это удобно. Но думаю, что не более того", - считает Александр Елизаров, генеральный директор рекламного агентства "Мир". Естественно, что представители Интернета с этой позицией не согласны. "Проблема развития рекламного рынка в Интернете есть, но она одна - аудитория Интернета по сравнению, например, с аудиторией телевидения (в целом, если считать по стране) весьма мала. Но эта аудитория с рекламной точки зрения гораздо качественней: тут можно выделить вплоть до одного человека, просмотреть его движение по ресурсам и понять психологию", - уверяет генеральный директор Valo Consulting Валерий Пьянченков.<BR><BR><B>С сайтом по жизни</B><BR>Перелом отношения рекламистов к Интернету может произойти уже в этом году, тем более что небольшой опыт у петербургских компаний уже накоплен. "Мы проводим рекламную кампанию, - рассказывает PR-менеджер Интернет-провайдера Web Plus Мария Дринберг. - Ожидаем сотни звонков в день. И что у нас получается? У нас сидят операторы, которые требуют зарплаты, помещения. Это очень дорогостоящий процесс. Вот здесь сайт - однозначно может помочь снизить расходы. То есть когда звонит клиент, особенно если услуга требует пояснения. Вы прекрасно адресуете клиентов на сайт, где говорите: посмотрите, пожалуйста, уточните, и мы ждем вашего звонка уже с конкретными предложениями. Эта схема прекрасно работает. Я 2 месяца назад была в Telia, это крупнейший шведский оператор. У них все, что не касается корпоративных клиентов, - на сайт. Но у них организованный процесс продажи. Человек второй раз уже не возвращается звонком, он прямо на сайте все оплачивает. У нас это, конечно, дело будущего".<BR>"Мы начали работу с петербургскими клиентами 3 месяца назад, - говорит директор петербургского отделения компании Рort.ru Вячеслав Овчинников. - За это время у нас было уже несколько как удачных рекламных кампаний, так и просто провальных. <BR>Удачной рекламной кампанией я хожу и всем хвастаюсь. Пришли люди, заплатили $400, и через 2 недели у них посыпались заказы на холодильное оборудование, единица которого стоит $53 тыс. Причем в off-line они вообще не рекламировались. Конечно, нам на руку сыграл еще очень хороший сезон, но и методы работы мы все равно используем интересные. Сейчас играем вместе с этой компанией в очень увлекательную игру - смотрим на прогноз погоды, и в конкретных регионах, которые их интересуют, увеличиваем или уменьшаем рекламную активность".<BR><BR>Почему рекламные агентства не идут в Интернет?<BR><BR>Сергей Федоров, PR-менеджер рекламного агентства "Пеликан":<BR>"Есть консерватизм заказчика, который диктуется консерватизмом потребителя рекламы. И отсюда вытекает консерватизм традиционного рекламного агентства. То есть заказчик говорит, что он не верит Интернет-рекламам, поскольку предпочитает нечто, ощутимое руками, осязаемое, что можно просчитать, как, скажем, аудиторию газеты, и, с другой стороны, что действительно понятно по стилю жизни, по способу психологического восприятия аудиторией. Интернет пока для многих заказчиков является модной, интересной, но все-таки как бы игрушкой. А с другой стороны, сейчас можно наблюдать процесс, когда рекламным агентствам приходится все-таки учитывать Интернет как составляющую часть рекламной кампании. И именно сейчас уже большинство заказчиков, в основном представители среднего бизнеса, продумывают включение своего корпоративного сайта, если он есть, в рекламную кампанию". <BR><BR>Борис Кириллов, ведущий программист рекламного агентства Great:<BR>"Во-первых, рынок Рунета такой еще дикий, и там практически полностью отсутствует ценообразование. А поскольку все-таки вхождение в рынок Интернета требует определенного вложения средств: это, во-первых, специалисты, естественно, оборудование какое-никакое должно быть. Даже если взять по минимуму, два приличных специалиста - $500-800 в месяц, плюс к этому Интернет, уже $1000 получается. Значит, агентство должно делать прибыль хотя бы больше $1000 в месяц. Это первое. И нам, поскольку рынок не сложился как таковой и ценообразование там сомнительное, очень трудно прогнозировать свое поведение на этом рынке. Тем более что есть масса Интернет-студий, которые этим занимаются именно с технологической точки зрения и ушли далеко вперед, с которыми рекламным агентствам конкурировать действительно трудно".<BR><BR>Александр Елизаров, генеральный директор рекламного агентства "Мир":<BR>"Перед агентством ставится совершенно конкретная задача. Напечатав и каким-то целевым образом распространив буклет, мы эту задачу решаем, как мы считаем. А Интернет? Можно, конечно, пользователей Интернета рассматривать как целевую аудиторию. То есть есть прослойка людей (очень маленькая на самом деле), которая все делает через Интернет, даже покупает зубные щетки через Интернет. Но в большинстве случаев все-таки надо, чтобы совпало слишком много случайностей: у человека должен быть компьютер, он должен уметь пользоваться, он должен в какой-то момент решиться найти какую-то информацию, у него должно быть на это время и т.д. То есть рекламное агентство не может себе позволить выстроить такую сложную цепочку случайностей между рекламой непосредственно и потребителем этой рекламы. Поэтому к Интернету в основном сегодня относятся как к побочной вещи. Не потому, что он полезен или необходим, он просто должен быть в силу того, что он у всех есть".