Региональные программы просятся в первый ряд

Вчера, 17 мая, Комитет по делам Федерации и региональной политике попытался вынести на первое рассмотрение депутатов Госдумы законопроект "О федеральных целевых программах регионального развития".

<BR><BR>Вчера, 17 мая, Комитет по делам Федерации и региональной политике попытался вынести на первое рассмотрение депутатов Госдумы законопроект "О федеральных целевых программах регионального развития".<BR>Рассмотрение было назначено на 16.00, но уже в 14.00 стало ясно, что шансов почти нет - обсуждение исполнения бюджета затянулось.<BR> Но уже тот факт, что документ дожил до первого рассмотрения, разработчики считают своей маленькой победой: "Раньше Правительство, предлагая проект федерального бюджета, всегда выкидывало из него упоминание о региональных программах, считая их неважными. Нет у Минфина и Правительства большого желания этим заниматься. Только по настоянию Комитета по делам Федерации и региональной политике в знаменитую грефовскую программу был внесен соответствующий раздел. Но этого, конечно, мало. Требуется рамочный документ", - говорит советник комитета Владимир Матвеев.<BR>С ним солидарен эксперт комитета доктор экономических наук, профессор Рифад Исляев: "Нынешний документ должен носить рамочный характер, его необходимо принять за основу, а уже на местах детализировать в каждом из 12 субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный округ. Тогда у органов государственной власти появится дополнительный рычаг воздействия на социально-экономические процессы на своих территориях.<BR> Как показывает зарубежный опыт, региональная целевая программа - это самый действенный механизм лоббирования государственных интересов в проблемных, ресурсных, имеющих стратегическое значение для страны регионах. Также программы должны быть ориентированы на перспективный период, нацелены на решение стратегических проблем развития регионов и реформирования их экономики, ее структурной перестройки и активизации инвестиционных процессов.<BR>Система федеральных целевых программ должна способствовать решению таких проблем региональной политики, как смягчение чрезмерной асимметрии уровней социально-экономического развития регионов".<BR>В Северо-Западном округе свои законы о программах регионального развития имеют Мурманск, Псков, Петербург и Ленинградская область. К примеру, последняя свой Закон "О региональных целевых программах Ленинградской области" приняла еще в 1999 году. Один из его разработчиков, начальник отдела стратегического планирования комитета по экономике и инвестициям правительства Ленобласти Алексей Сергейчук считает, что документ работает. <BR>Так, по результатам 2000 года было стопроцентно профинансировано 36 программ на сумму 308 млн рублей. Источниками финансирования выступали кроме областного бюджета местные (30 млн рублей) и федеральный бюджеты (около 60 млн рублей). Местные компании привлекались в основном на финансирование спортивных мероприятий и модернизацию школ (по восьми программам на сумму около 30 млн рублей). <BR>"Принятие Госдумой Закона "О федеральных целевых программах" позволит выровнять взаимоотношения с федералами, - говорит Алексей Сергейчук. - Мы уже обращались в Минэкономразвития, Госдуму с предложением о корректировке работы с федеральными программами, чтобы учитывать роль и интересы субъектов Федерации. Правительством Ленобласти уже подготовлены соответствующие поправки в наш закон, с учетом, в частности, изменений Бюджетного кодекса".