Частные музеи впали в детство

Прилагательное "музейный" обычно не сулит ничего хорошего. В комплекте с ним почему-то вспоминаются тоска, толстый слой пыли и дремлющие бабушки по углам пустующих залов.

<BR><BR>Прилагательное "музейный" обычно не сулит ничего хорошего. В комплекте с ним почему-то вспоминаются тоска, толстый слой пыли и дремлющие бабушки по углам пустующих залов.<BR>Но появившемуся лет 10 назад в музейных джунглях Петербурга "зверю" некогда ждать милостей от природы. Он активен и мобилен. "Зверя" зовут частный музей. Судьбу его в северостоличном климате никак не назовешь завидной. Чтобы завлечь в свои двери посетителей, когда рядом - Эрмитаж, Петергоф и "Аврора", необходимо следовать формуле: хочешь жить - умей вертеться. Некоторые из музейных менеджеров нимало не стесняются своего прагматизма. Пожалуй, ни один из учредителей Музея Набокова не может сказать о себе: "Я поклонник творчества этого писателя. Именно поэтому мне пришла в голову идея создать музей". Директор музея Дмитрий Мильков, филолог по образованию, поклонник футуристов, любит повторять: "Набоков - это брэнд, под эгидой которого можно сделать очень много интересного и полезного".<BR><BR><B>Неконсерваторы </B><BR>По информации Комитета по культуре администрации Петербурга, частных музеев в городе всего пять. На самом деле чуть побольше, но все равно это капля в море по сравнению с примерно двумя сотнями госмузеев.<BR>На билетах не проживешь, поэтому частники вертятся как могут.<BR>На базе Исторического музея восковых фигур, например, созданы мастерские, которые принимают заказы от организаций на пошив исторических и народных костюмов, изготовление вымпелов и т.д. В стенах Музея кукол периодически проводятся детские праздники. Музей Набокова "подрабатывает" организацией различных перфомансов, светско-музыкальных мероприятий и "посиделок" и др. Но главным все же остается умение музейных менеджеров привлекать под имя или идею спонсорские деньги. <BR>Грубо выражаясь, директорам "негосударственных учреждений культуры" приходится овладевать секретами фандрайзинга. Самый надежный путь - новые знакомства через старые связи. Новых клиентов обычно по силам раскрутить только "фандрайзеру от Бога". "На переговорах с компанией "Северо-Западный GSM" я привел простой пример: вот видите тяжелый и массивный телефонный аппарат? Несмотря на свои объемы, он способен выполнять лишь несколько функций. А мобильный телефон - маленький, но может очень многое. Вот и мы такие же - маленькие, но мобильные. Аргумент сработал", - делится опытом Дмитрий Мильков.<BR>Посетителей тоже надо удивлять. "Дети" музея восковых фигур привлекают посетителей необычностью коллекций, в результате по стране катаются выставки восковых уродов, восковых сцен казней и пыток или восковой эротики. Директор частного Музея граммофонов и фонографов В.И. Дерябкина Владимир Дерябкин поит посетителей чаем из стаканов в старинных подстаканниках, заводит музыкальный автомат начала века и мучает изнывающих от любопытства "граммофанов", медленно поднимая перегородку, за которой скрывается экспозиция музея.<BR><BR><B>Нелюбовь</B><BR>Директора петербургских частных музеев не очень любят друг друга. Каждый склонен говорить о своем учреждении как о первом и единственном настоящем частном музее, выискивая при этом в глазах соседей различные соломинки. По мнению одних, например, музеем не может называться частное собрание - без ведения научных работ, исследований, реставрационной деятельности. Другие утверждают, что частная коллекция, расположенная в одной комнате квартиры, не может называться музеем и т.д.<BR>Но в результате более всего частников расстраивают не происки конкурентов, а сложности с оформлением всевозможных документов для получения помещения под музей.<BR>Исторический музей восковых фигур, например, до сих пор не имеет своего здания, выставляясь во дворце Белосельских-Белозерских и в Петергофе. Петербургский Музей игрушки решал проблему со зданием 3 года. "В итоге многочисленных перипетий мы все-таки нашли здание на набережной Карповки. Заняли площадь, на которой раньше находился молочный магазин. Начали ремонтировать, и, когда отремонтировали уже более 50%, вдруг столкнулись с КУГИ, которое захотело отобрать помещение. Суд выиграли, так что сейчас все в порядке - платим 1/10 арендной платы, как каждое официально зарегистрированное некоммерческое учреждение культуры", - поведала директор петербургского Музея игрушки Мария Марченко.<BR>Во избежание подобных проблем Владимир Дерябкин разместил часть коллекции в собственной квартире. На обустройство своеобразного музея было потрачено $57 тыс. "А недавно Яковлев мне дал дополнительную площадь - 100 м2 за стеной. Обустраивать снова буду сам - не хочу никакого долевого участия города, которое первоначально было предложено. И хотя я государственник и совсем не против участия государства, но все это должно быть осмысленно, правильно и основательно подготовлено", - тверд бывший клоун и дрессировщик медведей, в настоящем - владелец собственного музея.<BR><BR><B>Недоиграли</B><BR>Куклы, игрушки, граммофоны, Остап Бендер - подобный выбор героев позволяет подозревать владельцев частных музеев в том, что они "впали в детство".<BR>"Я не любила играть в куклы, даже в детстве. Я обожала футбол. Мне просто показалось нелогичным, что в Петербурге нет музея игрушки, ведь игрушка - существенная часть человеческой жизни. Так и пришла в голову идея. А потом я стала посещать маленькие европейские музеи, в основном - музеи игрушек или кукол. И проект созрел окончательно. Это безумство. Увлечение. Но мои знакомые объясняют по-другому: "В детстве недоиграла", - улыбается Мария Марченко.<BR>Директор музея граммофонов Владимир Дерябкин 30 лет назад, работая в цирке, поставил номер, для которого был необходим граммофон. В итоге он нашел это чудо техники. И заболел - сначала граммофонами, потом самоварами. "Когда сделаю ремонт нового помещения, перевезу туда остальную часть моей коллекции граммофонов и открою там чайную, с настоящими русскими самоварами", - мечтает он.<BR><BR>"Ненастоящие"<BR>За границами России частные музеи распространены гораздо больше, чем у нас: музеи велосипедов, игральных карт, камней, минералов, унитазов неравномерно рассеяны по поверхности всего земного шара. <BR>Кит Мэлтон, американский бизнесмен, благодаря своему увлечению историей шпионажа за многие годы собрал коллекцию шпионского оборудования и различных приспособлений. <BR>Немецкая семья из своей богатейшей коллекции кукол создала активно посещаемый музей, теперь уже существуя за его счет, и т.д. и т.п.<BR>Петербургские частники также считают, что в ближайшее время город ожидает частный музейно-демографический бум. "По мнению многих, музей - это нечто грандиозное. Но вся Европа давно повернулась лицом к маленьким музеям, у которых есть масса преимуществ перед музеями с огромными коллекциями. Во-первых, человек уходит с ощущением, что он все посмотрел и большую часть запомнил, а это очень важно. Во-вторых, пять-шесть залов маленького музея не утомляют посетителя и помогают ему максимально узнать "предмет исследования". Хотя у кого-то может возникнуть ощущение "ненастоящести", игрушечности подобного музея, но это напрасно. Мы же - музей игрушки", - улыбается Мария Марченко.<BR><BR>Завтра - 18 мая - Всемирный день музеев.(В.К.)