В петербургском аудиторе просыпается бизнес-консультант

Общий аудит как основной вид преобладает практически у всех компаний. При этом у половины компаний этот вид аудита является единственным из возможных разновидностей непосредственно аудита.

<BR><BR>Общий аудит как основной вид преобладает практически у всех компаний. При этом у половины компаний этот вид аудита является единственным из возможных разновидностей непосредственно аудита. <BR>Существуют и компании, которые не только имеют другие лицензии, но и активно работают по ним. Так, например, у ООО "Институт независимых социально-экономических исследований" (ИНСЭИ) часть выручки от всего аудита заработана за счет аудита кредитных организаций. У "АСТ-Аудит" за общим аудитом числится только 40% выручки, в оставшихся 60% находится и выручка, заработанная от аудита инвестиционных и страховых компаний. Фирма "Аудиторы северной столицы" заработала 14% от всей выручки на обслуживании страховых компаний. <BR>Традиционно эффективность работы аудиторской компании оценивается показателем "соотношение полученной выручки к числу специалистов". В данном случае при оценке эффективности аудиторской деятельности делится полученная "аудиторская выручка" на число аттестованных сотрудников, которые прежде всего имеют право на осуществление аудиторских проверок и выдачу заключения. <BR>У большинства фирм этот показатель по сравнению с 2000 годом существенно вырос. Этот рост в большинстве случаев сопровождался расширением численности аттестованных аудиторов. <BR>Инициативный аудит за 2000 год приобрел большую популярность среди клиентов. Такой аудит заключается в проведении проверки в любое время, в объемах, которые необходимы клиенту, и для решения каких-либо задач, которые, например, не предусмотрены обязательным аудитом; другими словами, аудит по доброй воле. Увеличение доли инициативного аудита в предоставленных аудиторских услугах в первом приближении говорит об увеличении потребности и повышении заинтересованности в аудите клиентов: инвесторов, акционеров. <BR>У таких компаний, как ИПП, "Аудит-Ажур", "ГСК Аудит", инициативный аудит превышает 50%. <BR>Качество аудиторских услуг повысилось, считает большинство опрошенных, однако за 4 года этот процент все-таки снизился. При этом никаких качественных изменений не наблюдают уже большее число участников и клиентов рынка. <BR>Опрошенные "ДП" руководители петербургских компаний считают, что государство должно быть более деятельно в вопросах контроля, лицензирования, оценки качества аудиторского рынка. <BR>Генеральный директор ИПП Владимир Романовский: "Прежде всего качество проверки предоставленных услуг оценивает клиент. Так как аудит - сфера общественного интереса, оценивать его должно государство. Саморегулируемые организации, на мой взгляд, не должны нести функцию контроля, так как получается, что конкуренты будут оценивать меня и моих клиентов". <BR>"Лучший контролер деятельности аудитора - это внутренний контроль в фирме. Государственный контроль со стороны ЦАЛАК, Аудиторской палаты должны осуществлять практикующие профессионалы. Государственные органы прежде всего должны контролировать соблюдение стандартов - правил аудиторской деятельности", - считает генеральный директор МКД Юрий Воропаев. <BR>Немаловажное значение имеет страхование профессиональных рисков. Сейчас все чаще компании страхуют ответственность аудиторов и оценщиков. <BR>"Качество аудиторской проверки имеет право, на мой взгляд, оценивать лицензирующий орган. Государственные органы, проводящие конкурсные отборы, например КУГИ, Минимущество, также имеют право осуществлять контроль, и Аудиторская палата, если это независимое объединение независимых фирм", - считает генеральный директор ИНСЭИ Николай Конанов. <BR>"В российских условиях действителен будет только контроль со стороны государственных органов. Однако если представитель государственного органа является руководителем коммерческой структуры, то это уже элемент недобросовестной конкуренции", - подчеркивает генеральный директор "Балт-Аудит-Эксперт" Юрий Лаптев. <BR><BR><B>Взаимодействие и конкуренция на рынке </B><BR>Как и другие финансовые институты, аудиторско-консалтинговые компании связывают свое развитие с поиском новых клиентов в регионах, с расширением географического пространства и членством в международных организациях. <BR>Основным конкурентным преимуществом является отраслевая специализация и наличие уникальных продуктов. <BR>Петербургские компании конкурируют в основном между собой, отмечая, что они "дешевле и работоспособней москвичей". И если клиенту нужно заключение представителя крупной международной аудиторской компании (например, из числа "Большой пятерки"), то это уже требование международных стандартов. Однако эти же клиенты приходят в российские компании за решением вопросов, относящихся к российской действительности. Здесь им нет равных. <BR>Владимир Романовский считает, что у московских конкурентов не всегда рыночный подход, так как они аудируют объекты в Петербурге, выполняя заказ клиента из Москвы. "И им для этого не обязательно иметь даже представительство в городе. Для петербургской компании развитие - это прежде всего решение задачи продвижения стратегического клиента. Естественно, все компании работают "на выездах", которые аудиторы называют "вахтовым методом", то есть это разовый заказ", - говорит он. <BR>Российские компании, в том числе и петербургские, не являются конкурентами для компаний "Большой пятерки". Российские участники и их международные коллеги решают совершенно разные задачи. Крупные корпоративные клиенты, инвесторы, акционеры заказывают заключение иностранной организации. Решать задачи, связанные с российской действительностью, например прописать налоговые, нормативные базы, административная практика, берутся российские профессионалы. Они готовы нести ответственность за свои советы и решения, и не секрет, что консультации российских специалистов более приближены к действительности, чем общие советы западных консультантов. <BR>"При высокой конкуренции и достаточно низкой возможности клиента оплатить услуги консультантам невозможно заработать большие деньги, ориентируясь только на Петербург. Развиваться нужно в платежеспособных регионах, где есть новые клиенты в тех ключевых отраслях, в которых работает сама аудиторско-консалтинговая фирма. Для МКД - это Северо-Запад, Сибирь, Урал с развитыми телекоммуникациями, транспортом, гостиничным хозяйством, нефтедобывающей промышленностью", - комментирует позицию своей компании Юрий Воропаев. <BR>Николай Конанов: "Конечно, москвичи "давят". Показательно и проведение конкурса на проверку ГУПов. В большинстве случаев решение об аудиторе зависит от отраслевого министерства, которое может настоятельно рекомендовать воспользоваться услугами московской компании, петербургские компании выгодно отличаются более низкими ценами, чем у московских коллег. <BR>"Большой насыщенности на рынке нет, и не скоро будет, так как предпринимательством занимается сравнительно небольшая часть жителей Петербурга. А именно они являются потенциальными клиентами как в аудите, так и в консалтинге", - оценивает потенциал рынка Виталий Антощенко, генеральный директор "Объединенной консалтинговой группы". <BR>Огромное поле для консалтинга может образоваться, если в России проявятся те же тенденции, что и на Западе: крупные корпорации заужают и углубляют свою специализацию, передавая внутренние функции сторонним организациям. <BR>"Консалтинг будет специализироваться по видам услуг и по объему принимаемых заказов. Так, заказ меньше чем на $100 тыс. будет предпочтительней для крупной компании, и в его пользу будут отказываться от более мелких контрактов. Кроме того, уже сейчас аудиторско-консалтинговые группы имеют свою отраслевую нишу", - считает Юрий Лаптев. <BR>В перспективе вероятны и долгосрочные альянсы с крупными фирмами, в том числе западными. <BR><BR><B>Банковский аудит </B><BR><B>Традиционно банковским аудитом в Петербурге занимаются две-четыре петербургские фирмы, точнее, у них есть лицензия на это. Реально на рынке работают западные аудиторские компании, заключения которых нужны крупным банкам, а</B><BR>филиалы московских банков аудируются вместе с головной организацией. <BR>Требования к банковскому аудиту, которые регламентирует ЦАЛАК, в 4-5 раз строже, чем в других отраслях. "На мой взгляд, банки как клиенты аудиторам не слишком интересны", - говорит Юрий Воропаев (среди клиентов его компании - пять банков). Компания ИНСЭИ, активно занимающаяся банковским аудитом, отмечает некоторое ослабление конкуренции среди петербургских компаний на рынке банковского аудита.