Прогнозы и программы

Недавно Правительство РФ одобрило долгосрочную программу социально-экономического развития страны на 10 лет и поручило министру экономического развития Герману Грефу завершить ее доработку за 2 недели. Подведена черта под многими сомнениями, либеральный к

<BR><BR>Недавно Правительство РФ одобрило долгосрочную программу социально-экономического развития страны на 10 лет и поручило министру экономического развития Герману Грефу завершить ее доработку за 2 недели. Подведена черта под многими сомнениями, либеральный курс в экономике определился четко.<BR>Как выяснилось, общество не против, достойной альтернативы либеральному курсу нет. Видимо, это стиль Путина: не идти напролом, дать возможность высказать разные мнения, спустить пар, прежде чем на что-то решиться.<BR>Суть программы: России нужны модернизация экономики, огромные инвестиции. Есть два пути: модернизация сверху - по инициативе государства и под его давлением; или снизу - на основе частной инициативы, посредством создания благоприятных условий для нее. Выбран второй вариант.<BR>Упор делается на рыночные силы, на частную инициативу. И все же в программе чувствуется, что модернизацию без государственного воздействия на формирование новой структуры экономики провести не удастся. Что, по моему мнению, верно. <BR>Какие же ожидаются результаты? Планируется достичь в среднем 5%-ного роста ВВП в течение 10 лет. К 2004 году ВВП при этом вырастет на 29-30%, а к 2010 году - на 70-80%. В долларовом выражении с учетом возможной динамики курса рубля ВВП должен вырасти в 2,6-2,8 раза.<BR>Валовые сбережения ожидаются на уровне 30% ВВП. При значительном сокращении чистого экспорта, то есть вывоза капитала, это позволит создать достаточные источники внутренних инвестиций. За счет того же фактора предполагается обеспечить опережающий рост инвестиций и потребления по сравнению с динамикой ВВП. <BR>Ожидаются также существенные перемены в платежном балансе: удвоение импорта и сокращение положительного сальдо торгового баланса (до $35 млрд в 2004 году), прежде всего за счет ввоза оборудования и технологий. Планируется повышение уровня жизни населения пропорционально росту ВВП и значительное снижение дифференциации населения по доходам: децильный коэффициент уменьшится с 13,9 раза в 1999 году до 10 раз в 2005 году. На долю 40% наименее обеспеченного населения в 2005 году будет приходиться 85% социальных трансфертов вместо 36,2% в 1999 году. Таковы следствия реформ в социальной сфере. Есть, конечно, вопросы, насколько удастся в намеченные сроки сократить риски, повысить доверие, чтобы сменить направление потоков капитала. От этого многое зависит. Задача хотя и амбициозная, но решить ее можно. Главное - методы решения выбраны верные. <BR><BR>Евгений Ясин - научный руководитель Государственного университета "Высшая школа экономики", в прошлом - министр экономики Российской Федерации до 1997 г. <BR>Авторское право: Project Syndicate, апрель 2001 г.