Новые технологии упираются в старый менеджмент

По статистике за рубежом на одного разработчика приходится 10 менеджеров, поэтому многие разработки выходят на рынок. В России пропорция обратная - на одного менеджера приходится 10 разработчиков.

<BR><BR>По статистике за рубежом на одного разработчика приходится 10 менеджеров, поэтому многие разработки выходят на рынок. В России пропорция обратная - на одного менеджера приходится 10 разработчиков.<BR>В цене новых продуктов в среднем 20% приходится на разработку и 80% - на выведение на рынок, отсюда вывод о значимости менеджмента в продвижении новых продуктов.<BR><BR><B>Волков бояться - в космос не летать</B><BR>У директоров предприятий отсутствие информации и знаний в области инновационного управления рождает неоправданные иллюзии или ошибочные опасения. А слово "инновации" является чуть ли не запретным: инновации - это всегда риск. Отчасти они правы. В развитых странах 15-30% потенциально полезных технологий находит практическое применение, в крупных корпорациях количество коммерчески успешных разработок не превышает 5% от общего числа, причем 80% провалов обнаруживается лишь после вывода на рынок. Но тем не менее в разработку новых продуктов вкладывается все больше и больше. Технологии развиваются настолько быстро, что опоздавший сегодня автоматически становится аутсайдером завтра. Поэтому главным залогом успеха является способность привлечь инновационных менеджеров, которые, в свою очередь, смогут обеспечить приток новых технологий.<BR>Хорошим примером различия индустриальных и инновационных менеджеров может служить оценка ими проблем развития производства: нет денег - говорят первые, нет идей - говорят вторые. В России таких специалистов практически нет, а необходимо, по подсчетам директора Центра коммерциализации технологий АНХ при Правительстве РФ Владимира Зинова, не меньше 200 тысяч человек.<BR><BR><B>Истоки Hi-tech - в школьной парте</B><BR>Инновации начинаются с фундаментальных исследований. Примерно 90% тем фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат. Да и из оставшихся 10% не все применимы на практике. Цель фундаментальных исследований - познание и развитие процесса в целом.<BR>Следующий этап - прикладные исследования и разработки. Это и есть материализация знаний в новый продукт. Результат этого этапа: совокупность знаний, технологий. С этого этапа и начинается роль инновационного менеджмента.<BR>Технология - не что иное, как техническая документация, изобретения, патенты. На следующем этапе, этапе разработок, создаются конструкции новых машин и оборудования, что и будет потом востребовано производством. Внедрение на рынок начинается с производственных испытаний и серийного производства. Здесь же - прохождение сертификации. Следующий этап - расширение рынка предполагает проведение рекламных кампаний, развитие сервиса и т.д. <BR>Крайне важно идентифицировать свою фирму в общем технологическом пространстве и правильно выстроить цепочку взаимоотношений со всеми участниками инновационной инфраструктуры, которая включает в себя малые предприятия, созданные на базах различных НИИ, технопарки, инкубаторы, венчурные инвесторы (см. схему).<BR><BR><B>Три способа думать</B><BR>Крупные промышленные корпорации участвуют в венчурном финансировании тремя основными способами. Во-первых, непосредственно финансируют создание малых фирм. Разработанный ими процесс создания нового продукта принадлежит, как правило, материнской компании, что позволяет получить крупную выгоду в случае его успеха на рынке. Массовое производство продукта налаживается уже крупной компанией на основе мелкой фирмы, существование которой в этих случаях является эпизодическим.<BR>Следующим вариантом рискового финансирования, стимулируемого крупными корпорациями, служит создание инвестиционных фирм. В форме инвестиционной венчурной фирмы создается фонд, используемый длительно и специально для предоставления ссуд на разработку и освоение изобретений, сделанных вне пределов материнских компаний. Часто такие фонды формируются объединенными усилиями нескольких крупных корпораций. <BR>И третьим, наиболее развитым и эффективным способом участия корпораций в рисковом финансировании является создание ими фирм венчурного капитала (ФВК). Создаются ФВК путем объединения средств различных собственников. Здесь корпорации являются важными, но не единственными участниками. С помощью ФВК корпорации финансируют малые фирмы. Причем, внедряясь в мир передового малого инновационного бизнеса, корпорации действуют не столько как собственники денежного капитала, заинтересованные в получении прибыли, но как заказчики новых технологических решений.<BR><BR><BR><B>Ум на продажу</B><BR>В Петербурге реализуется Программа создания инновационно- технологических центров. Этот проект помимо всего прочего призван способствовать активизации инновационной деятельности крупных промышленных предприятий. В настоящее время создано три таких центра. Оптимальное их количество - около 40. Замысел довольно интересен: например ИТЦ "Государственный оптический институт им. С.И. Вавилова" предполагает сотрудничество Всероссийского научного центра ГОИ и Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.<BR>Для России более натуральными кажутся ситуации, механизмы, когда пакет акций инновационного предприятия приобретается людьми или компаниями, у которых есть опыт владения или управления производственными структурами, для них очевидна ожидаемая эффективность проектов. А специализированные инновационные банки пока отсутствуют.<BR>Обнадеживающим примером может служить проект Санкт-Петербургской валютной биржи "Рынок роста, Санкт-Петербург" (www.gms.ru). Проект предусматривает создание биржевого рынка ценных бумаг инновационных предприятий Петербурга и Северо-Западного региона. Биржу интересуют молодые быстрорастущие инновационные компании, удовлетворяющие определенным требованиям, готовые преобразоваться в ОАО и предложить 15-20% акций новой эмиссии на открытом рынке.<BR>Вообще Петербург, по данным рейтингового агенства "Эксперт-РА", обладает 5% российского инвестиционного потенциала, у Москвы -17%. Инвестиционный потенциал - это сумма потенциалов промышленности, науки, инновационного, трудовых ресурсов, потребительского спроса. Из 117 тысяч организаций, зарегистрированных в Петербурге на 2000 год, 5%, то есть 5,5 тыс., относятся к отрасли "Наука и научное обслуживание".<BR><BR><B>Фундаментальные фонды</B><BR>Пока таких бирж инновационных компаний не появилось, определяющую роль в развитии инновационного процесса в России играют фонды. Наиболее известные среди них - Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский фонд технологического развития (РФТР).<BR>Фондами ежегодно финансируется около 9000 исследовательских проектов по всем сферам естественных и гуманитарных наук. С одной стороны, это вроде бы большой плюс - все-таки фундаментальные исследования и должны вестись широким фронтом. С другой стороны, стремление как можно шире охватить обширную тематику приводит к размыванию ограниченных средств по множеству направлений и далеко не всегда позволяет сконцентрироваться на главном.<BR>Цель РФТР - поддерживать разработки прикладного характера. На этапе прикладных исследований обеспечиваются практические, приближенные к рынку показатели продукта. Но в целом РФТР не занимается разработками малого бизнеса. Хотя планы РФТР довольно привлекательны - создавать новые технологии по заказу производственных предприятий.<BR>Существуют еще отраслевые внебюджетные фонды НИОКР. "Реестр отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР" включает в себя около 90 организаций - союзов, ассоциаций, компаний. Отраслевые внебюджетные фонды - довольно закрытые организации, но, по мнению экспертов, их потенциал по крайней мере в 3 раза превышает потенциал РФТР. Предприятия отчисляют деньги в фонды и имеют свои интересы в области разработок.<BR>К сожалению, не всегда тактические интересы отдельных предприятий совпадают со стратегическими интересами отрасли.<BR>Большим подспорьем для инновационных предприятий являются технопарки. В функции технопарка входят консалтинг, привлечение инвестиций, предоставление производственных площадок, управление интеллектуальной собственностью и т.д. <BR>В Петербурге шесть действующих технопарков, все они созданы при вузах и невелики по размерам. Правда, знаменитая Силиконовая долина тоже началась в 1950-х годах с промышленного парка на территории Стэнфордской инженерной школы. Сейчас там работает 1 млн человек. Ключевыми преимуществами этого заповедного места являются сильные кадры, практическое отсутствие барьеров на пути развития предпринимательства.