Производители обуви ищут утраченное счастье

Для поддержания устойчивого роста обувного рынка как Петербурга, так и России в целом необходимо кардинальное изменение действий обувных фабрик.

<BR><BR>Для поддержания устойчивого роста обувного рынка как Петербурга, так и России в целом необходимо кардинальное изменение действий обувных фабрик. <BR>Доминирующая тенденция на этом рынке - укрупнение производства. Однако этому препятствует неуверенность инвесторов относительно долгосрочных перспектив существования обувных предприятий. Руководители крупных фабрик не могут похвастаться государственной поддержкой или особыми льготами; даже госзаказ на пошив обуви для армии оплачивается с задержкой.<BR><BR><B>Год сюрпризов</B><BR>Обычно с начала сентября до середины декабря горожане активно закупают зимнюю обувь, а обувщики собирают "урожай" денег. В этот период мелкие и средние производители делают 40-60% годового объема продаж. <BR> Зима 2000 года выдалась теплой. Из-за чего сезон 2000/2001 г. многие коммерсанты пережили с наполненными складами. И теперь им остается только одно: в ожидании следующей зимы ежемесячно пересчитывать цену готовой продукции в соответствии с расходами на хранение. <BR>Влияние отложенного спроса на зимнюю обувь скажется на летнем и осеннем ассортименте многих производителей. Не получив ожидаемых доходов, обувщики решили не тратиться на разработку и внедрение новых моделей, а использовать в производстве прошлогодние заготовки. <BR>Оптовики говорят, что это может негативно отразиться на совокупных доходах обувных фабрик.<BR><BR><B>Больше обуви дорогой</B><BR>Сезонный характер спроса и глобальное потепление - две из четырех основных проблем обувного бизнеса.<BR>Еще одно препятствие - низкие доходы горожан. Коммерсанты уверены, что обувной рынок как России в целом, так и Петербурга в частности, недооценен. Его рост в последние годы происходит только за счет увеличения цен. В среднем каждый петербуржец тратит на покупку башмаков 10-20% годового дохода. Причем доля затрат на обувь в структуре расходов с ростом доходов не меняется. Просто люди начинают покупать более дорогие туфли и покупать их больше.<BR>Таким образом, если горожане начнут приобретать обуви больше и больше на нее тратить, то объем продаж только в Северной столице может составлять $250 млн в год вместо $38,8 млн в настоящее время.<BR>По мнению маркетологов, нормально, когда каждый человек владеет 8-12 парами ботинок - по две-три на каждый сезон. <BR>И, наконец, четвертая проблема - таможенные пошлины. Правительство РФ планирует в 2001 году уменьшить ставки на ввоз обуви в 2 раза. Сейчас они колеблются в пределах 5-20% на готовую продукцию и 5% на комплектующие.<BR>Производители этому противятся, их беспокоит защита внутреннего рынка от более качественной импортной продукции. Ведь снижение пошлин приведет к падению цен на заграничные туфли. Чтобы не потерять позиции на рынке, отечественные фабриканты будут вынуждены понизить цены и поднять качество выпускаемой продукции. В результате их прибыль сократится.<BR><BR><B>Короли рынка</B><BR>По оценкам оптовиков, в Петербурге на обувь зарубежного производства в начале 1998 года приходилось 75% месячного объема продаж. В 1999 году этот показатель сократился до 50-60%, и в этих пределах удерживается по сей день.<BR>Изменилась структура импорта. Сейчас 25% импортной обуви приходит из Молдавии, Белоруссии. Большую часть туфель и ботинок импортеры ввозят, занижая таможенную стоимость. Иначе как объяснить то, что одна пара заграничной продукции стоит в среднем $8,4, в то время как экспортируемый в ближнее зарубежье товар отечественного производства - $36,34. Чуть больше года на петербургский рынок начали активно внедряться региональные поставщики. За это время им удалось подняться с 20 до 30% в обороте рынка. Оставшуюся часть - 10-30% с трудом удерживают петербургские производители.<BR><BR><B>Сила обернулась слабостью</B><BR>За прошедшее десятилетие обувная промышленность Петербурга пережила ряд метаморфоз. В начале 1990-х отечественные предприятия начали активно сворачивать производство. Способствовало этому два фактора. Первый - сокращение госзаказа и его нерегулярное финансирование. Второй - засилье дешевой продукции из Китая, Турции, Польши. Разрушенные хозяйственные связи лишили фабрики каналов распространения обуви по всей стране.<BR>Отсутствие крупномасштабного сбыта ограничило производственные возможности обувных компаний. Объем выпуска продукции более 100 тыс. пар обуви одной модели в год стал для них нерентабелен. Поэтому крупные предприятия и объединения фабрик Петербурга предпочли не дожидаться госзаказа и его оплаты, а решили раздробиться на мелкие фирмочки, передав в их пользование до 75% основных средств.<BR><BR><B>Могучая кучка</B><BR>Объем выпуска продукции фабрикантов Северной столицы ежегодно сокращается на 7%, невзирая на общероссийский подъем обувного производства. <BR>Этот парадокс игроки рынка объясняют просто. В результате дробления появилось множество средних (объем производства 200-300 пар обуви в день) и мелких предприятий (150 пар обуви в день).<BR>Сейчас в Петербурге около 300 обувных предприятий. Причем количество мелких обувщиков (цеховиков) увеличивается в зимний сезон с 75 предприятий до 120. Отсутствие постоянных цехов и громоздкого оборудования позволяет цеховикам легко выходить на рынок и так же легко с него уходить.<BR>Основной деятельностью новоиспеченных обувщиков стала имитация импортной продукции. Население охотнее покупает иностранную, а не отечественную обувь. Как следствие, большая часть "заграничной" продукции производится в цехах российских фабрик и продается лучше отечественных марок.<BR>Невысокий объем производства дает возможность обувщикам гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Это единственное заметное достижение отечественной обувной индустрии за прошедшее десятилетие реформ.<BR><BR><B>Что им снится</B><BR>Каждый производитель грезит о возможности увеличения своей доли рынка. Но кроме слабой технологической оснащенности фабрикантов останавливает хронический дефицит оборотных средств. От вложения средств в разработку модели до возврата денег проходит большой срок - 5-9 месяцев. И все это время производитель должен выплачивать заработную плату, заказывать колодки, подошвы, пополнять запас комплектующих. Активный сезон продаж модели длится 4-5 месяцев, и за это время надо не только окупить текущие затраты, но и профинансировать перспективные разработки.<BR>Тем не менее обувной бизнес весьма прибылен: рентабельность производства в среднем по отрасли составляет 40-50%.<BR>Несмотря на это, обувщикам трудно найти кредит не только на закупку оборудования, но и на пополнение оборотных средств. <BR><BR><B>Кадры надо воспитывать</B><BR>На развитие производства влияет острый дефицит квалифицированных рабочих.<BR>"В Петербурге осталось мало швейных специалистов. Если сейчас начать поднимать какую-то фабрику средних размеров и выводить ее на уровень 1 млн пар обуви в год, надо ставить 400 швей, а взять их в городе просто негде. Если не брать учеников, то придется переманивать специалистов с других фабрик, а это означает увеличение фонда заработной платы", - сетует генеральный директор ЗАО "Дескор" Михаил Иванов.<BR>В обувном деле швеи и затяжщики обуви - одни из самых высокооплачиваемых специалистов. Их месячная зарплата составляет $200-380 и $250-450 соответственно.<BR><BR><B>Оптовики осознали</B><BR>Участники рынка сходятся во мнении, что большинство мелких производителей в ближайшие годы, хотят они этого или нет, вольются в средние фабрики. Цеховики продолжат существование только в том случае, если создадут уникальное "ручное" производство.<BR>Одновременно будут крепнуть связи между производителями и крупными национальными дилерами. Такое сотрудничество выгодно как фабрикантам, так и торговцам. Последние лучше знают конъюнктуру рынка и исходя из этого заказывают на фабриках обувь определенных моделей, цветов, размеров.<BR>Оптовик начинает перечислять деньги за изготовление продукции еще на этапе внедрения. В итоге он платит за башмаки как минимум на 30% меньше отпускной цены со склада фабрики.<BR>