Газетный менеджмент пытается взять реванш

Новейшая история петербургской прессы знает немало примеров, когда прежний собственник издания оставался "с носом" либо новый приобретал фактически лишь долги и старые стулья. Однако это не всегда означает крах издания: у новых собственников еще хватает о

<BR><BR>Новейшая история петербургской прессы знает немало примеров, когда прежний собственник издания оставался "с носом" либо новый приобретал фактически лишь долги и старые стулья. Однако это не всегда означает крах издания: у новых собственников еще хватает оптимизма проводить его реанимацию.<BR>Компания "Пресс-Принт", купившая газету "Час пик" за "докризисные" $200 тыс., фактически приобрела воздух. Вскоре новые владельцы уразумели, что у газеты нет ни здания, ни коллектива, ни базы подписчиков - все это принадлежит "Петербургскому Часу пик". Сейчас не осталось и брэнда: первое время в городе выходили два "Часа пик" ("Петербургский" и "ЧП"); а не так давно "пострадавший" брэнд и вовсе исчез, преобразившись в газету "Жизнь". <BR>Ошибки в менеджменте привели к краху издательский проект ОАО "ПСБ" - ПИК "Северная столица" и журнал "Телевик". <BR>Банк "Санкт-Петербург" также поплатился за "невнимание" к газете "Вечерний Петербург", акционером которой являлся. После банкротства ЗАО "Газета "Вечерний Петербург" все права на торговую марку перешли к новому ЗАО "Ежедневная газета "Вечерний Петербург" и новому собственнику.<BR><BR><B>История с продолжением</B><BR>ОАО (КБ) "БАЛТОНЭКСИМ БАНК", в чьем ведении находится 100% акций "Вечернего Петербурга", взялось за новый проект с воодушевлением. В противовес ОАО "Банк "Санкт-Петербург", которое не сумело проявить себя в качестве эффективного медиа-собственника, новый владелец провозгласил, что отношения с газетой будут строиться на основе строгого контроля за финансовыми вложениями (см. "ДП" №89/99). При этом собственник заверил, что вмешиваться в управление изданием не будет, и руководство газеты решил не менять.<BR>Однако подобная политика успеха не принесла. Прошло 1,5 года, за которые тираж "Вечерки" снизился еще на 25%. Долги "Вечерки" составляют около 1 млн рублей, из которых 45% - внутренний долг по зарплате, 35% - по аренде.<BR>В конце февраля 2001 года главный редактор был уволен по формулировке акционера за несоответствие занимаемой должности. Сменивший его экс-глава ИД "Три короны" Владимир Угрюмов к делу подошел радикально: новый менеджмент, новая концепция издания, новая структура. В газете сформирована новая команда высшего и среднего менеджмента, появились исполнительный директор и шеф-редактор, создана рекламная служба. Газета "поменяла" аудиторию, дизайн и редакционную политику, отказалась от ряда убыточных проектов.<BR>"Задача, которую поставил акционер, - сделать новый информационный продукт, - рассказывает Владимир Угрюмов. - Газета не имела четкого позиционирования. Как следствие, был "размыт" и ее потребитель. Сейчас мы позиционируем себя как газету городских новостей. Наш читатель - экономически активный потребитель, который мало интересуется политикой". По мнению Владимира Угрюмова, причина несостоятельности медийного менеджмента кроется в том, что в основе управленческих решений лежит не экономика, а политика. "Если рассматривать газету как бизнес, это облегчает принятие решений, - уверен глава "Вечерки". - Я даже не включил в бизнес-план доходы от избирательных кампаний".<BR>Сроки формирования новой "Вечерки" между акционером и редакцией не оговаривались. По расчетам главного редактора, этот процесс займет 2-3 года. Кроме реформ редакции сейчас приходится заниматься ликвидацией последствий недавнего пожара, из-за которого 40% ее площадей не функционируют. <BR><BR><B>По любви и по расчету</B><BR>С проблемой менеджмента столкнулись и "Санкт-Петербургские Ведомости". "В газете не хватает следующего за редактором управленческого звена, функция которого - заниматься именно управлением, маркетингом, "раскруткой" издания, - посетовал директор ЗАО "Санкт-Петербургские Ведомости" Сергей Слободской. - Это задача не журналистов. Люди нужны, а найти их не можем".<BR>Информацию о намерении редактора продать 25% акций ЗАО Сергей Слободской опроверг: "С момента образования акционерного общества ни одна его акция не была ни передана, ни продана. Происходили перемещения акций только среди физических лиц и только внутри самого общества", - говорит он. На момент регистрации 25% акций принадлежали администрации Петербурга, 20% - банку "Россия", контрольный пакет - "Санкт-Петербургским Ведомостям".<BR>"Мы находимся в постоянном поиске стратегического партнера. А как именно будут строиться наши с ним отношения - продажей ли акций, открытием совместного предприятия и т.п. - это предмет переговоров", - продолжает Сергей Слободской. <BR>По его словам, стратегические партнеры до сих пор не найдены по причине их сугубо политического интереса к газете. "Брак" же газеты с инвестором возможен не на основе любви к политике, а по сугубо экономическому расчету. "СМИ - это такое же экономическое предприятие, как завод или фабрика, и оно может быть прибыльным", - рассуждает Сергей Слободской.<BR><BR><B>Новое и старое</B><BR>Инвестиции в СМИ - это "длинные" деньги. Средний срок их возврата - 5-7 лет. И расчетливых "принцев" среди внутренних инвесторов находится не много. В отличие от готовых терпеть экономически ущербное, но "карманное" СМИ ради идеологической выгоды.<BR>"Таким образом, покупается не бизнес, а влияние и долгосрочная самореклама. Если же говорить о бизнесе, то рынок СМИ сегодня не то место, где можно достичь прибыли. Ее основной ресурс - рекламный рынок в Петербурге беден, узок и дешев", - считает руководитель одной из инвестиционных компаний, попросивший на него не ссылаться.<BR>Поэтому инвесторы-бизнесмены, в отличие от спонсоров и инвесторов-идеологов, встречают в газетах самый радушный прием. <BR>О продаже 19% акций ЗАО "Смена" финской медиа-корпорации Sanoma WSOY газета "Смена" сообщила радостной передовицей. "Это просто замечательно, когда в старое действующее издание приходит профильный стратегический инвестор - корпорация, которая занимается исключительно медийным бизнесом", - комментирует генеральный директор ЗАО "Смена" и главный редактор газеты Леонид Давыдов. <BR>Президент Sanoma Corporation (структура Sanoma WSOY Corporation) Сеппо Киевари оценил приобретение как важный прорыв на растущий российский рынок и заявил, что в течение 2001 года корпорация намерена увеличить свою долю и приобрести блокирующий - более 25% - пакет акций петербургского ЗАО. Представитель Sanoma вошел в совет директоров ЗАО "Смена". Мажоритарным акционером "Смены" остается московская компания "Системы Масс Медиа". <BR>По словам Леонида Давыдова, новые возможности, которые открывает перед газетой финский акционер, заключаются прежде всего в использовании технологий Sanoma (в частности, полиграфических), а также в стимулировании продаж рекламы путем привлечения финских рекламодателей. При этом генеральный директор "Смены" подчеркнул, что менять что-либо в концепции издания, как и в структуре ее менеджмента, пока не считает целесообразным. А повышать свой уровень журналисты и менеджеры газеты будут через стажировки на предприятиях Sanoma WSOY, что предусмотрено соглашением. <BR>Насколько оправдают надежды иностранного акционера петербургские менеджеры, покажет время. Обычно, приобретая крупные пакеты акций российских предприятий, иностранные компании предпочитают видеть на руководящих постах своих ставленников. <BR>