Бизнес-экзамен для профессора

На вопрос "Можно ли научить бизнесу?" мировой опыт давным-давно дал положительный ответ. И только экзотическая российская специфика заставляет многих способных и амбициозных деловых людей постигать эту науку либо по наитию, либо "за бугром".

<BR><BR>На вопрос "Можно ли научить бизнесу?" мировой опыт давным-давно дал положительный ответ. И только экзотическая российская специфика заставляет многих способных и амбициозных деловых людей постигать эту науку либо по наитию, либо "за бугром".<BR>И это при том, что в России уже почти 10 лет работает около сотни различных бизнес-школ. Но, кроме того, в этой сфере, как и во всех других, существует целый "букет" проблем.<BR>Российские дипломы в области бизнеса на Западе не котируются. Да и внутри страны, как выясняется, часто не многого стоят. По определению проректора Высшей коммерческой школы Игоря Знаменского, "российский диплом - некое аморфное юридическое изобретение", в котором даже нет указания, что это диплом именно МВА.<BR>Именно этим обусловлена ориентация российских бизнес-школ на западные программы. Во-первых, потому, что в этом плане там накоплен колоссальный опыт, не учитывать который было бы неправильно. Во-вторых, в условиях глобализации мировой экономики российским специалистам, прошедшим тренинг по западному образцу, будет значительно легче вписываться в единое экономическое пространство.<BR><BR><B>Конкурс "кошельков" для жен бизнесменов</B><BR>Первым, и вовсе не риторическим, является вопрос: кто в России может эффективно учить бизнесу? Общее мнение по этому поводу сформулировал ректор Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ Сергей Мясоедов: "Те, кто сами не могут выжить на рынке, просто не имеют права учить тому, как на нем выживать. А если люди на бизнес-образование денег из бюджета просят, значит, они не умеют работать на рынке".<BR>Еще одна проблема - это контингент учащихся бизнес-школ. Образование там, как известно, стоит недешево. Основным абитуриентам - менеджерам среднего звена - оно зачастую не по карману. По данным статистики, значительную часть студентов составляют жены и дети бизнесменов. Проблема в том, что большинство таких выпускников и не собираются в дальнейшем заниматься бизнесом, а получают диплом для престижа или общего ликбеза. Между тем в западных бизнес-школах обучение такого рода "любопытствующих" попросту немыслимо. Кандидат проходит массу тестов и интервью, для того чтобы убедить преподавателей в серьезности своих намерений (а главное - способностей) эффективно заниматься бизнесом.<BR>Для управленца же, успешно продвигающегося по карьерной лестнице, "выпасть из жизни" на 2 года (на такой срок рассчитана, например, программа МВА) зачастую равносильно утрате позиций на рынке: поезд идет слишком быстро, события развиваются стремительно. Одним из решений такой проблемы является развитие программ дистанционного обучения, в том числе так называемых виртуальных Интернет-университетов. <BR><BR><BR><BR><B>Холодный душ корпораций</B><BR>Выпускников бизнес-школ отнюдь не встречают с распростертыми объятиями. Лучше всех ситуацию знают в рекрутинговых агентствах. Президент Всероссийской ассоциации консультантов по подбору персонала Михаил Богданов подтвердил, что работодатели, описывая свои требования к потенциальному сотруднику, крайне редко в качестве критерия выдвигают наличие диплома МВА. Более того, отметил Михаил Богданов, если речь идет о кандидате на начальную и среднюю управленческую должность, такой диплом может явиться и помехой: не нужен такой псевдопродвинутый специалист.<BR>Михаил Богданов объясняет эту ситуацию тем, что бизнес-образование в России не сформировало собственного "почерка". А западные методики и программы сильно оторваны от наших реалий и с трудом адаптируются к российской действительности. По его мнению, расцвет отечественного бизнес-образования начнется тогда, когда преподавать придут те менеджеры, которые уже сегодня успешны. Специалист по рекрутингу считает также, что существующие бизнес-школы должны более тесно контактировать с потенциальными работодателями: устраивать презентацию своих программ и методологий, знакомить со студентами и выпускниками, вести постоянные опросы среди топов, привлекать их к работе над программами в качестве экспертов.<BR><BR><B>Самородки</B><BR>Тем не менее менеджеры существуют на всех российских предприятиях. Откуда же они берутся? Универсальных рецептов их "производства" сегодня не существует.<BR>Председатель совета директоров компании ЗАО "Рибок Россия" Максим Игнатьев рассказал о своем опыте. Прежде всего это корпоративное обучение без отрыва от работы. Так, изначально почти на всех руководящих постах компании были иностранцы. Российские сотрудники как губка впитывали опыт западных коллег, перенимали практические навыки и подходы. В результате за несколько лет россиянам удалось освоить все командные рубежи. Сейчас в компании действует практика самим "выращивать" управленцев высшего звена из своей же молодежи.<BR>Глава представительства в России компании "Дженерал Электрик Лайтинг" Сергей Легашов рассказал о своей системе эксклюзивных внутрикорпоративных обучающих программ. Основной механизм - использование экстранета: специально разработанной программы, доступной только сотрудникам компании. В ней масса разных курсов и тренингов, которые все сотрудники проходят в режиме on line, разумеется, бесплатно. Также действует специальная система, позволяющая выявить наиболее критическую по отношению к качеству проблему и смоделировать состав "команды", которая наиболее эффективно ее решит.<BR>Главная же составляющая карьерного успеха, считает Сергей Легашов, это не столько формальные навыки и знания, подтвержденные дипломом, сколько наличие у человека амбиций и желания самореализоваться, а также понимание корпоративной культуры бизнеса.<BR>Не менее серьезно относятся к внутрикорпоративному тренингу и в KPMG. Сотрудники проходят различные курсы и отдельные дисциплины, ездят на стажировки в другие страны. Менеджер компании по кадрам Мария Мосина заявила, что корпорация не принимает на работу свежеиспеченных дипломантов МВА без какого-либо практического опыта работы в бизнесе. По ее наблюдениям, у этих людей, как правило, слишком завышенные амбиции и требования к гонорару и должности. В KPMG считают, что, прежде чем претендовать на степень МВА, человек должен "повариться" в бизнесе, вырасти как востребованный текущим моментом специалист.<BR>Начальник отдела подбора и развития персонала Торгового дома "Перекресток" Марина Дорошева отметила дефицит управленческих кадров в их компании. Она, как ответственная за эту проблему, активно ищет пути взаимодействия с бизнес-школами. Однако их качество подготовки специалистов по менеджменту торговый дом пока не устраивает. "Нам нужен менеджер-практик, а не человек, получивший академическое образование в области экономики", - пояснила Марина Дорошева. Кроме того, непонятно почему, подготовка в бизнес-школах идет без более углубленной специализации для определенной отрасли или вида бизнеса.<BR><BR><B>Общественная аккредитация</B><BR>Проблемы российского бизнес-образования не являются уникальными, считает президент Ассоциации менеджеров Дмитрий Зеленин. В качестве показательного примера Дмитрий Зеленин приводит опыт США, где программы МВА "доводят до ума" в течение последней сотни лет и процесс их совершенствования активно продолжается. В течение всего этого времени несколько раз весьма существенно пересматривались требования и стандарты к содержанию программ и учебным заведениям в целом. Зато их дипломы МВА высоко котируются во всем мире. Чего не скажешь пока о российских аналогах.<BR>Российские бизнес-школы должны получить государственный сертификат. А следовательно, стандарты учебных программ устанавливают в результате длительной и многоэтапной процедуры. Кроме того, темпы принятия ведомственных решений не дают возможности оперативно реагировать на требования быстро развивающегося рынка и вносить редакцию в действующие стандарты. Очевидно, это и является одной из причин несоответствия дисциплин и общей стратегии обучения меняющимся потребностям бизнеса в профессиональных навыках.<BR>На Западе аккредитация бизнес-школ давно существует в двух видах: государственная и общественная. Последняя организована обычно общественными организациями делового и академического сообществ. <BR>В США, например, это Американская ассамблея университетских школ бизнеса, в Великобритании - Ассоциация магистров делового администрирования. Оттого и требования к бизнес-образованию там внятные, что их формулируют люди, знающие о бизнесе все.<BR>"В России, если только она не собирается опять искать "свой уникальный путь" в сторонке от цивилизованной дороги, аккредитация бизнес-образования должна быть, как минимум, также двух видов - не только государственной, но и общественной, - считает Дмитрий Зеленин. - Нынешним топ-управляющим вовсе не безразлично, кто в стране продолжит их дело в ближайшие десятилетия. <BR>Именно управленцы являются главной составляющей в процессе формирования среднего класса, роль которого в экономическом возрождении России трудно переоценить".