Выборг хвастался новым траулером

ОАО "Выборгский судостроительный завод" (ВСЗ) спустило на воду первый из серии рыболовецких траулеров для норвежской компании DOF Industrias.

<BR><BR>ОАО "Выборгский судостроительный завод" (ВСЗ) спустило на воду первый из серии рыболовецких траулеров для норвежской компании DOF Industrias. <BR>Это также и первый "корабельный" заказ, полученный и завершенный выборгским предприятием при новом владельце. Он важен для предприятия не столько своей ценой (около $2 млн), сколько возможностью освоить современные технологии и выйти на новый рынок.<BR>После того как прошлой весной петербургское ЗАО "АКО Барсс" выкупило у норвежско-британского концерна Kvaerner контрольный пакет акций выборгской верфи, поступления новых заказов на завод все ждали как манны небесной. Ведь перед этим около полутора лет производственные мощности ВСЗ были загружены едва ли на 20%. Большая часть производственного персонала находилась в административном отпуске, многие вовсе уволились с простаивающего предприятия.<BR>Первые контракты были подписаны уже через несколько месяцев после вступления "АКО Барсс" в право собственности, в том числе и на строительство корпусов трех траулеров для Норвегии. <BR>Накануне ВСЗ завершил еще один заказ - крупную партию люковых закрытий для судостроительного концерна McGregor. По объему работ и стоимости этот контракт вполне сопоставим с норвежским. Но, во-первых, люковые закрытия для той же фирмы делали и раньше, а во-вторых, "целое" судно, пусть небольшое, - это гораздо престижней. Строительство корпуса заняло около полугода.<BR><BR><B>Живые деньги</B><BR>Речь идет о судне совершенно нового типа. На церемонии спуска на воду его называли "фантастическим" и "самым современным в мире". Траулер-сейнер Endre Dyroy спроектирован известным норвежским конструкторским бюро Vik-Sandvik. Он предназначен для лова рыбы кошельковым неводом и сетью на средней глубине моря. Интересна уникальная конструкция рыбных трюмов, где благодаря системе циркуляции забортной воды рыба сохраняется живой до порта разгрузки. Длина траулера составляет 64 метра, а водоизмещение - 1000 тонн. <BR>Руководство завода не скрывает досады по поводу того, что норвежцы не отдали российским корабелам строительство судна "под ключ". Это, по мнению генерального директора ЗАО "Выборгский судостроительный завод" Сергея Завьялова, было бы им вполне по силам. В Выборге построен только корпус траулера с насыщением, а судовое и рыбопромысловое оборудование установят в Норвегии. Сейчас завод ведет переговоры об увеличении объема достроечных работ для следующих судов серии. Не исключена возможность получения новых заказов на строительство траулеров подобных проектов. Тем более что завод "обкатал" новую технологию не только в судостроительной, но и в финансовой части: строительство траулера финансировалось российским банком. Партнер завода - ТОО КБ "Балтийский банк" - открыл кредитную линию и предоставил банковскую гарантию для обеспечения работ. Такая финансовая схема давно применяется на Западе, но является новинкой для России. Лишь в последние годы их "обкатывают" судостроительные заводы и банки - ГУП "Адмиралтейские верфи" - ОАО "ПСБ", ОАО "Балтийский завод" - ОАО "ОНЭКСИМ Банк" и пр.<BR><BR>Endre Dyroy - первый рыболовецкий траулер, построенный на ВСЗ за его более чем 50-летнюю историю. Успешное завершение этого заказа позволяет предприятию выйти на мировой рынок строительства рыболовецких судов. Рынок этот динамично развивается - в год в мире размещаются заказы на строительство примерно 250 рыбопромысловых судов. Огромная потребность в новых судах и в России, так, к 2005 году 75% рыбопромыслового флота подлежит списанию, однако платежеспособность российских заказчиков остается под вопросом. (Существует федеральная прорамма "Российский траулер", но конкретных проектов по ней, по информации "ДП", пока не реализуется.) Единственное за последние годы рыболовецкое судно построили на заводе ФГУП "Звездочка" (см. "ДП" №9/2000), но сдавали его также в Норвегии. Небольшие сейнеры для рыболовецких предприятий Ленобласти заказывали в Польше.