Мурманский порт замахивается на новый терминал

ОАО "Мурманский морской торговый порт" (ММТП) и итальянская компания COECLERICI CARBOMETAL SpA подписали протокол о намерениях построить глубоководный причал для навалочных грузов.

<BR><BR>ОАО "Мурманский морской торговый порт" (ММТП) и итальянская компания COECLERICI CARBOMETAL SpA подписали протокол о намерениях построить глубоководный причал для навалочных грузов.<BR>Планируемая пропускная мощность будущего угольного терминала - около 6 млн тонн в год.<BR>Проект оценен в $75 млн. Территория, выбранная под строительство терминала, выходит на фарватер. Глубина его практически близка к проектной - 18 метров, что позволит принимать крупнотоннажные суда дедвейтом до 250 тысяч тонн.<BR><BR><B>Уголь прокладывает путь</B><BR>COECLERICI CARBO-METAL SpA имеет контракт на перевалку кузбасского угля в страны Западной Европы. Компания вывозит уголь через Мурманский морской торговый порт, поэтому заинтересована в его развитии. Новый терминал позволит экспортеру угля резко снизить издержки за счет использования судов большой грузоподъемности.<BR>В прошлом году при помощи итальянской компании ММТП выполнил дноуглубительные работы 14-го причала до 16 метров, после чего стал единственным портом в европейской части страны, способным обслуживать суда дедвейтом до 140 тысяч тонн. COECLERICI CARBOMETAL SpA финансировала эти работы на 80%, потратив $800 тысяч (см. "ДП" №118/2000).<BR>Протокол о намерениях зафиксировал желание итальянского партнера внести для начала половину необходимой суммы.<BR>Спорным вопросом и предметом дальнейших переговоров остается намерение каждой из сторон стать оператором объекта. Время для обсуждений еще есть. Поскольку принятие окончательного решения о строительстве терминала зависит не только от желания участников договора.<BR><BR><B>Тариф и топливный баланс</B><BR>Один из наиболее актуальных вопросов для Мурманского порта - уровень железнодорожных тарифов.<BR>В 1998 году Николай Аксененко подписал с губернатором Аманом Тулеевым соглашение, согласно которому были установлены спецставки на поставки кемеровского угля на экспорт (спецставка равняется внутреннему тарифу). И в итоге Россия в прошлом году экспортировала 24 млн тонн угля. Но спецставка являлась временной мерой. Правительство РФ готовилось к реформированию железнодорожных тарифов. От результата этих реформ зависела и целесообразность строительства терминала. Только в марте, во время официальной встречи с вице-премьером Виктором Христенко, возглавляющим правительственную комиссию по унификации железнодорожных тарифов, генеральный директор ОАО "Мурманский морской торговый порт" Валерий Никулин узнал, что повышения железнодорожных тарифов на вывоз угля на экспорт не будет. Эта новость сделала строительство терминала реальным.<BR>Однако перспективы совместного проекта все еще остаются неясными. Они зависят от топливного баланса России - документа, определяющего производство угля всех марок и уровень его потребления в России. Сейчас топливный баланс составляется в стенах Правительства РФ. Дело в том, что пакет заказов ММТП на экспортные перевозки угля составляет около 8 млн тонн в год. Под новый терминал объем заказов необходимо увеличивать. Лишь после того как топливный баланс будет составлен, а это произойдет не раньше июля, можно будет принимать окончательное решение о возможности увеличения экспортных поставок угля.<BR>Тем не менее портовики надеются на лучшее и занимаются пока подготовительными работами по проекту.<BR>"У нас подписаны договоры с двумя проектными институтами: с головным институтом Министерства путей сообщения "Ленгипротранс" (Петербург) - он прорабатывает железнодорожную составляющую, и с морским головным институтом "Ленморниипроект" - ему заказаны предпроектные разработки. 18 апреля институты будут докладывать совету директоров Мурманского морского торгового порта в Москве о ходе работ", - прокомментировал сегодняшнюю ситуацию корреспонденту "ДП" Валерий Никулин.<BR><BR>В 2000 году ОАО "ММТП" переработало более 7,55 млн тонн грузов, в том числе более 3 млн тонн угля.<BR>В 2001 году порт намерен переработать грузы не менее чем на 8-8,5 млн тонн, в том числе угля - около 4 млн тонн.