Интернет-магазины ищут правды

Российский рынок Интернет-торговли развивается скачкообразно.

<BR><BR>Российский рынок Интернет-торговли развивается скачкообразно. <BR>Оптимистичные прогнозы исследователей о его стремительном развитии соседствуют с восприятием e-торговли как вспомогательного инструмента для традиционной торговли. Выбор эффективных маркетинговой политики и профиля коммерческих Интернет-ресурсов стал главной проблемой 2001 года для российских коммерсантов. <BR>По данным корпорации IDC, объем продаж через Интернет в 2000 году возрос в России в 9 раз по сравнению с 1999 годом. По оценке корпорации, его суммарный оборот в прошлом году составил $90 млн. <BR>Основную часть электронного рынка в России занимают сайты, торгующие с частными клиентами (около 75%), однако, как считает IDC, к 2002 году ситуация должна кардинально измениться, и российский электронный рынок резко развернется в сторону проектов business to business (В2В). По данным компании BCG, к 2003 году объем рынка электронной коммерции в России составит $400-600 млн. <BR>Однако петербургские игроки рынка электронной торговли не очень оптимистичны. По словам менеджера по перспективному развитию и корпоративным связям ООО "Сигма" Евгения Бушковского (e-магазин по торговле часами), торговля через Интернет еще не получила развития. "Наш сайт открыт в поддержку существующей сети магазинов и не приносит прибыли. Несмотря на то что цены в Интернет-магазине ниже на 15-20%, покупатели предпочитают приходить в традиционные магазины. Однако я считаю, что без сетевой торговли дальнейшее развитие невозможно", - говорит Евгений Бушковский. По его словам, через Интернет покупатели предпочитают получать предварительную информацию о товаре, его ассортименте. Совершают покупки в привычных магазинах, где товар можно предварительно потрогать руками, осмотреть, примерить и т.п. <BR>Эксперты отмечают, что если в 1999 году в Рунете было не более 50 Интернет-магазинов, то в 2000 году, по оценкам компании Port.ru, их стало около 1 тыс., но реально действовало не более 500. Месячный доход большинства сетевых продавцов не выше $10 тыс. Но имеются и исключения. <BR>Оборот шести магазинов, входящих в холдинг eHouse (три компьютерных, книжный, парфюмерный и магазин игрушек), за 9 месяцев 2000 года составил $10,25 млн. Основную долю оборота eHouse приносят компьютерные магазины (средняя стоимость заказа в них - $498), и 80% продаж приходится на Москву. <BR><BR><B>Тенденции </B><BR>В Рунете идет консолидация существующих информационных ресурсов. Создаются мощные горизонтальные порталы путем приобретения специализированных самостоятельно развивающихся ресурсов. Например, холдинг "Голден Телеком" потратил около $35 млн на приобретение известных ресурсов и сформировал на их основе ядро портала "Россия-он-Лайн".<BR>Также происходит формирование Интернет-холдингов на базе существующих и создание новых информационных ресурсов. Это направление активно развивает компания "Росбизнесконсалтинг" (РБК). Холдинг РБК включает новостные ленты, набор из 13 сайтов, купленных или самостоятельно созданных компанией, рекламную службу и отдел web-проектов, работающий по заказам корпоративных клиентов. Именно последние два направления приносят РБК 75% всех доходов. <BR>Набирает обороты клонирование и тиражирование существующих ресурсов и технологий. Холдинг Rambler помимо создания новых сервисов запустил русскоязычный клон в Германии и клон на болгарском языке. По этому же направлению идет компания Port.ru, которая создала почти два десятка ресурсов. Port.ru заявила о том, что будет строить портал по матричной схеме, "завязывая" сервисы между собой. <BR><BR><B>Перспектива </B><BR>Перспективными направлениями развития Интернет-экономики специалисты считают разработку web-решений для B2B, а также создание порталов, на которые можно войти через Интернет с мобильного телефона и с помощью телевизора. По прогнозам экспертов платежной системы Visa, к 2003 году 30% держателей карт Visa будут делать электронные покупки с помощью мобильных телефонов. А по расчетам норвежского оператора связи Telenor, к 2002 году более 10% оборота всей электронной коммерции станет осуществляться посредством "трубок". Основные проблемы мобильной торговли специалисты связывают с организацией доставки покупок клиенту. Они считают, что коммерческого успеха добьются компании, которые предложат наилучшие услуги по доступу к Интернету. Особенно это важно в части поддержки значительного количества информационных ресурсов, а также необходимых побочных услуг (в том числе системы доставки в электронной торговле). <BR>Участники рынка также разрабатывают новые рекламные технологии, ориентированные не на массовый рынок с его среднестатистическим покупателем, а на индивидуального пользователя. Бизнес-модель, основанная исключительно на доходах от баннерной рекламы, признана неперспективной. Эффективность такой рекламы сильно упала: на рекламные баннеры в Рунете "кликают" лишь 2% посетителей сайта (в США - 0,38%). Доходы от рекламы в Интернет-проектах теперь рассматриваются в качестве дополнительных.