00:0028 марта 200100:00
6просмотров
00:0028 марта 2001
День и ночь. Вода и пламя. Наверное, это вещи более совместимые, чем несколько сотен сварщиков в промасленных робах и рафинированные художники-интеллектуалы.
<BR><BR>День и ночь. Вода и пламя. Наверное, это вещи более совместимые, чем несколько сотен сварщиков в промасленных робах и рафинированные художники-интеллектуалы.<BR>Несоединимое соединяет Исаак Кушнир, являющийся одновременно начальником заготовительно-сварочного производства АООТ "Электросила" и галеристом, который специализируется на авангардных художниках. Обличительно-нравоучительный пафос стихов типа "Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник..." в случае с Кушниром абсолютно не играет.<BR><BR><B>Ни тот, ни другой</B><BR>Исаак Кушнир не похож ни на "работягу" со стажем, ни на утонченного эстета. И в то же время уже несколько десятилетий уживается и с теми, и с другими. <BR>"Просто, когда 30 лет назад я приехал в Ленинград, то попал в "хорошие руки", - говорит Исаак Кушнир. - Через 2-3 года еженедельных походов в Русский музей я мог с закрытыми глазами говорить, на какой стене какая картина висит". И сегодня я очень счастлив, что дружу с ведущими художниками Петербурга. Но продолжаю работать на заводе. Наверно, невостребованность на работе компенсируется арт-проектами, и наоборот".<BR>Исаак Кушнир честно признается, что у него нет художественного образования. Но, несмотря на это, полгода назад "арт-самоучка" задумал выпустить шесть художественных альбомов (кстати, на "Электросиле" Кушнир руководит шестью производственными участками), посвященных различным школам художников ленинградского андеграунда, под общим названием "Авангард на Неве". А каждый альбом презентовать выставкой картин.<BR>За дело он взялся как опытный менеджер. "Я лично являюсь автором концепции и составителем серии альбомов "Авангард на Неве". Сам отбирал материалы и для книги, и для экспозиции. Выбирал и типографию, и дизайн альбома, - перечисляет Исаак Кушнир. - Я сегодня понимаю, что, к великому сожалению, многие десятилетия всеми этими кандидатами и докторами искусствоведения двигала только корысть. <BR>Много было состязаний в красноречии, и почти не было конкретных дел. Дальше светских раутов, художественных тусовок и тусовочной трепотни ни у художников, ни у галерейщиков, ни у искусствоведов ничего не шло. <BR>А я на заводе научен начатое доводить до конца. И в данном случае сумел мобилизовать весь комплекс вопросов и направить силы на реализацию конкретного дела".<BR><BR><B>Практик</B><BR>"Андеграунд - неофициальное искусство, и власти, конечно, это искусство никогда не признавали, - рассказывает Исаак Кушнир. - Художники, прожив замеча- тельную творческую жизнь, не получали ничего: ни серьезных экспозиций, ни публикации монографий. Не выпущено никаких книг о ленинградском андеграунде, который в конце концов стал золотым фондом, классикой искусства Ленинграда конца ХХ века. Это искусство не было материализовано ни в книгах, ни в альбомах. Многие великие художники жили в бедности и умирали в нищете. Бывали случаи, когда не было денег даже на похороны".<BR>Исаак Кушнир смог быстро привлечь под свою идею деньги: "Проект - некоммерческий. Люди выделили средства, чтобы поддержать современников и увековечить творчество ушедших художников - тех, кто в годы "махрового" переходного периода работал не по социальным заказам властей, а цеплял кистью фрагменты жизни".<BR>Первая выставка от Кушнира "Пространство Стерлигова" состоялась в Аничковом дворце. Начальник заготовительно-сварочного производства все сделал как полагается: на презентацию собралось более 1000 человек: художники, искусство- веды, работники музеев, коллекционеры. <BR>"Был фурор. Просто потому, что альбома такого уровня и масштаба по андеграундной теме в городе еще не выпускалось. Все издававшиеся ранее маленькие книжечки, монографии носили характер пособия по борьбе с тараканами", - не скрывал радости организатор и тут же взял на себя роль экскурсовода. - Школа Стерлигова - "долгожительница" в Ленинграде. Стерлигов - из основной ученической касты Казимира Малевича. Он преобразил, развил искусство, школу и идеи Малевича. Подготовил ряд замечательных ленинградских художников. Вот "Коричневое дерево" Александра Батурина - ученика Владимира Стерлигова. В 1934 году Батурин, так же как и Стерлигов, был арестован и осужден по подозрению в покушении на Кирова. Кстати, сегодня 87-летний Александр Батурин продолжает творить в своей загородной резиденции и считается хорошо продаваемым автором".<BR><BR><B>Заводское будущее</B><BR>"Технарю" Кушниру предстоит еще очень много художественной работы: "Ленинград богат художественными школами. Мы хотим показать весь спектр ленинградского искусства 1950-х, 60-х, 70-х, 80-х годов. Следующие альбомы будут называться "Школа Сидлина", "Круг Арефьева", "Художники Газа-Невской культуры", "Музей "Царскосельская коллекция".<BR>Кроме "большой" серии "Авангард на Неве" Кушнир собирается выпустить "малую" серию альбомов, посвященных творчеству художников, которые не были участниками никаких художественных течений, групп или школ. <BR>Несмотря на обилие планов, Исаак Кушнир не собирается покидать свое заводское кресло: "Среди художников я отдыхаю от "Электросилы", а на "Электросиле" отдыхаю от художников".