Был бы стратегический план, а остальное приложится

У субъектов Российской Федерации новое увлечение: разработка концепций социально-экономического развития. Пионер в этом деле Петербург: 4 года назад он создал первый в новейшей истории РФ стратегический план своего развития. Примеру Северной столицы после

<BR><BR>У субъектов Российской Федерации новое увлечение: разработка концепций социально-экономического развития. Пионер в этом деле Петербург: 4 года назад он создал первый в новейшей истории РФ стратегический план своего развития. Примеру Северной столицы последовали и другие регионы.<BR>Индивидуальными стратегическими планами дело не ограничилось. Администрации регионов под руководством ведущего стратега страны Германа Грефа решили сообща создать программу развития всего Северо-Западного округа. В конце марта Фонд "ЦСР "Северо-Запад" и газета "Деловой Петербург" проводят семинар "Стратегия Северо-Западного федеральнного округа России" (подробности на сайте: dp.ru/developmentSZ.php3). Презентация продукта коллективного творчества намечена на осень 2001 года.<BR>Во главе угла любого стратегического плана - увеличение благосостояния населения, улучшение хозяйственного климата и интеграция региона в мировую экономику.<BR><BR><B>Зона рискованного ведения бизнеса</B><BR>Природно-климатические условия сказываются прежде всего на развитии сельского хозяйства и транспортной инфраструктуры. В итоге совокупность этих факторов оказывает влияние на размещение производительных сил в каждом регионе. В большинстве областей Северо-Запада из-за короткого вегетационного периода ограничено производство овощей, фруктов и других растительных культур. Растениеводство обеспечивает в основном нужды животноводства. В посевах преобладают кормовые культуры - овес, ячмень. Все производимые овощи и фрукты, как правило, съедаются на месте. Другое дело - животноводство. Оно в некоторых регионах Северо-Запада, например в Ненецком автономном округе, чуть ли не единственная отрасль сельского хозяйства.<BR>В транспортной системе Северо-Западного федерального округа (СЗФО) используются практически все виды транспортных средств с преобладанием морского, речного и железнодорожного транспорта. Это связано с транзитом массовых и крупногабаритных грузов (лес, машины, руда, нефть и т.д.). Проходящий по территории Вологодской области Волго-Балтийский канал и Беломорско-Балтийский канал в Республике Карелия связывают Белое и Каспийское моря. Зимой транспортные потоки в округе сокращаются, замерзают моря, реки, а в некоторых областях недостаточно дорог с твердым покрытием, что ограничивает автомобильное движение в холодное время года. Автомобильный транспорт обеспечивает в основном внутриобластные перевозки, на долю международных перевозок приходится меньшая часть грузооборота.<BR>Чтобы обеспечить судоходство по замерзшим морям, приходится использовать ледоколы, что увеличивает расходы по перевозке грузов за счет ледовых сборов. Исключение составляют незамерзающие Калининградский и Мурманский порты.<BR><BR><B>Полезные ископаемые</B><BR>Северо-Западный регион богат запасами строительного камня, торфом, лесом, сланцами, железными рудами и т.д. Исходя из этих природных ресурсов, делается ставка на развитие промышленности в регионе. В первую очередь это лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, металлургическая промышленность, машиностроение, добыча и переработка уникальных природных ресурсов. <BR>Мурманская область практически полностью обеспечивает Россию апатитовым и нефелиновым концентратом. Почти 100% сланцев в России добывается в Ленобласти. На этой базе функционирует сланцеперерабатывающий завод "Сланцы", выпускающий разнообразные химические продукты и стройматериалы. В поселке Янтарном Калининградской области работает единственный в России янтарный комбинат. Значительная часть прессованного камня используется для изготовления изоляторов для радиотехнической промышленности, лаков, красок, растворителей.<BR><BR><B>Промышленные связи</B><BR>Структура промышленности Северо-Западного округа такова, что предприятия, как правило, не конкурируют на рынке: то, что делает один регион, не выпускает другой. Более того, большинство предприятий связаны друг с другом в единую технологическую цепочку, что существенно ограничивает выбор поставщиков и ставит предприятия в зависимость от них. Ярким примером подобного разделения труда могут служить предприятия лесопромышленного комплекса трех наиболее развитых в этом отношении регионов. В Архангельской области выпускается около 50% тарного картона от общероссийского уровня. В Карелии, где деревообработка развита нисколько не хуже, этот показатель менее 0,5%, а всю типографскую бумагу в России производят предприятия Республики Коми.<BR>Производственные мощности в силу дефицита финансовых средств модернизируются очень медленно. И, хотя в последние годы удалось значительно увеличить загрузку производственных мощностей большинства предприятий, качество продукции таково, что продать ее можно, как правило, на внутреннем рынке, причем недорого. Но изношенное оборудование и низкая производительность труда не позволяют значительно снизить издержки на единицу продукции. Итог - низкая рентабельность предприятий.<BR>Наиболее высоки темпы роста в последние годы в пищевой отрасли, поэтому в ближайшие год-два между региональными предприятиями может возникнуть конкуренция. Пока доля пищевиков Северо-Запада не превышает 10% российского производства продуктов питания. Причем сам округ не обеспечивается полностью продуктами питания местной пищевой отраслью. Большая часть продовольствия поступает из других регионов страны и из-за границы. Аналогична ситуация и с легкой промышленностью. Правда, темпы роста здесь несколько ниже и сильна конкуренция со стороны зарубежных производителей.<BR><BR><B>Народ отступает</B><BR>Последнее десятилетие для большинства областей Северо-Западного региона характерно постоянное уменьшение численности населения. Это связано с ростом смертности, снижением рождаемости и отъездом трудоспособного населения в более благоприятные города и веси. Низкие доходы в маленьких городах и селах, а таких в Северо-Западном регионе большинство, отпугивают молодежь. И она перебирается в крупные и более развитые в социально-экономическом отношении города. По этим причинам в большинстве областей Северо-Запада - стареющее население, что увеличивает социальные расходы и ложится дополнительным налоговым бременем на граждан и предпринимателей.<BR>Наиболее плачевная ситуация с трудовыми ресурсами в Мурманской области. Несмотря на относительно высокий уровень социально-экономического развития Мурманской области среди северных районов России, последние несколько лет люди активно покидали обжитые места. Низкий уровень рождаемости, короткая продолжительность жизни и миграционный отток привели к тому, что численность населения в отдельные годы сокращалась более чем на 20 тыс. человек.<BR>Противоположную демографическую динамику показывает Калининградская область. Эта территория в центральной части Европы стала в последние годы землей обетованной для десятков тысяч российских граждан. Численность населения этого региона постоянно растет. Переезжающие в этот анклав люди имеют свои стратегические планы, они надеются, что когда-нибудь Калининградская область станет частью Германии. Неравнодушное отношение немцев к этой территории чувствуется уже сейчас. В общем объеме прямых инвестиций в экономику региона на Германию приходится более четверти.<BR><BR>Петр Щедровицкий, научный руководитель проекта "Фонд "ЦСР "Северо-Запад": <BR><BR>"Кого в Греции называли стратегом? Так называли военачальника, который мог рассчитать схему дневных переходов войска до цели. При этом путь должен быть рассчитан так, чтобы места, выбранные для ночных стоянок, были неуязвимы для противника, чтобы хватило провианта и чтобы застигнуть неприятеля врасплох. <BR>Мы хотим выстроить общий образ будущего. Возвращаясь к многочисленным документам, созданным в регионах, можно сказать, что они ставят вопрос на повестку дня и вместе с тем фиксируют, что у нас не всегда есть возможность это сделать. Мы часто знаем, куда хотим прийти, но не знаем как. <BR>Что для меня стратегический план? Представьте себе, что перед вами совокупность карт Северо-Запада как мультфильм, где есть карты 2005, 2010, 2015, 2020 и 2025 года. И вы видите, как одни точки вырастают, другие сокращаются. В одних зонах появляется одна специализация, в других - другая".<BR>Полный текст интервью на сайте: dp.ru/developmentSZ.php3<BR>