00:0015 марта 200100:00
29просмотров
00:0015 марта 2001
- На что следует обратить внимание руководству федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) при подготовке технического задания на аудиторскую проверку предприятия?
<BR><BR>- На что следует обратить внимание руководству федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) при подготовке технического задания на аудиторскую проверку предприятия?<BR>- Министерством имущественных отношений РФ утверждено Примерное техническое задание на проведение аудиторской проверки ФГУП. Оно предусматривает подготовку аудиторского заключения и аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта). Эти документы при аудите ФГУП имеют две важнейшие особенности, отличающие их от аналогичных документов по результатам аудита экономических субъектов других организационно-правовых форм.<BR>В соответствии с договором на проведение аудита, аудиторское заключение в полном объеме (т.е. включая аналитическую часть) должно быть представлено аудитором в Министерство имущественных отношений и в федеральный орган исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование соответствующей отрасли. В аналитической же части приводятся результаты оценки системы внутреннего контроля, соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности, оценки соответствия во всех существенных отношениях совершенных финансово-хозяйственных операций законодательству и нормативным актам; описание всех выявленных в ходе аудита существенных несоответствий. Информация конфиденциального характера проверяемого ФГУП становится доступной сотрудникам государственных органов, не обязанным соблюдать ее конфиденциальность.<BR>Аудиторский отчет должен содержать обширный набор приложений, включающих сведения, предусмотренные дополнительными специальными требованиями Примерного технического задания. В состав приложений включены таблицы, информация которых либо в обязательном порядке включается в аудиторское заключение, либо малополезна руководителю предприятия. К числу малополезных сведений можно отнести как минимум таблицы, содержащиеся в приложениях №4-9 к примерному техническому заданию. Так, приложения 4-7 предполагают представление общих сведений о предприятии и аудиторе. Подавляющая часть этих сведений содержится в бухгалтерской отчетности организации, в типовой форме отчета руководителя ФГУП и прилагается к аудиторскому заключению. В приложениях 8 и 9 предусмотрено представление информации о филиалах, дочерних и зависимых организациях предприятия и номенклатуре производимой им продукции. Если руководитель ФГУП такими сведениями не располагает, то их может подготовить аудитор. <BR>Часть таблиц, содержащихся в приложениях, предполагает проведение отдельных аудиторских процедур и даже самостоятельных видов работ, выходящих за рамки стандартной аудиторской проверки. Это прежде всего относится к приложениям №2, 12, 24. Так, разработка по результатам аудита рекомендаций, характеристика ожидаемого результата от их внедрения с расчетом экономического эффекта (приложение №2), сопоставление максимально возможных объемов производства с рассчитанными точками безубыточности (приложение №24) не являются собственно аудиторскими услугами. Они относятся к сфере управленческого консалтинга, и их оказывают, как правило, лишь специализированные крупные аудиторско-консалтинговые фирмы. <BR>Предусмотренная приложением №12 характеристика дебиторов предприятия на дату аудиторской проверки действительно может оказаться полезной руководителю, однако эта работа явно выходит за рамки проверяемого аудитором отчетного периода, особенно при значительном временном разрыве между отчетным периодом (1999 г.) и периодом проведения аудита (конец 2000 г.).<BR>Отдельные положения примерного технического задания противоречат друг другу и действующим нормативным документам, регулирующим бухгалтерский учет, отчетность и аудиторскую деятельность в Российской Федерации. <BR>Например, примечания к примерному техническому заданию требуют от аудитора проверки соблюдения предприятием действующих положений по бухгалтерскому учету и соблюдения законодательных и нормативных актов, регулирующих учет, отчетность и аудиторскую деятельность в Российской Федерации. В приложении же №14 дана методика расчета чистых активов предприятия, не соответствующая требованиям действующего совместного Приказа МФ РФ и ФКЦБ от 05.08.96 №71/149 "О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ", используемая при расчете чистых активов предприятий любых организационно-правовых форм. <BR>Ряд существенных статей, подлежащих обязательной проверке не только у ГУП, но и у предприятий других организационно-правовых форм, в примерном техническом задании отсутствует (например, задание на проверку использования средств целевого финансирования). <BR>Не включено в примерное техническое задание сопоставление данных ежеквартального отчета руководителя с данными бухгалтерской отчетности и другими данными, несмотря на то что большой ряд показателей, значащихся в таблицах приложений к примерному техническому заданию, практически идентичен показателям типовой формы ежеквартального отчета руководителя ФГУП.<BR>Поэтому руководству ФГУП целесообразно разработать для своего предприятия модифицированное техническое задание на базе примерного, с учетом особенностей данного предприятия, потребностей в информации и платежеспособности, а также согласовать с аудитором возможные пункты технического задания на стадии его разработки. (О.Ш.)<BR>вера массарыгина, заместитель генерального директора ООО "русаудит дорнхоф, евсеев и партнеры"