ЭСТОНИЯ КАТИТ СТАЛЬ НА СЕБЯ

В эстонском порту Мууга (Новоталлинский порт) начато строительство терминала по перевалке и обработке стального проката, ориентированного на российских производителей металла. Стоимость проекта составляет $205 млн.

<BR><BR>В эстонском порту Мууга (Новоталлинский порт) начато строительство терминала по перевалке и обработке стального проката, ориентированного на российских производителей металла. Стоимость проекта составляет $205 млн.<BR>Российские металлурги скептически относятся к возможности использовать новый экспортный канал.<BR>Инициатором строительства выступила компания RUMA-USA Ltd, специализирующаяся на экспорте металла из России. Владельцем нового терминала станет специально учрежденная RUMA Estonia OU. Финансирование работ ведет международная банковская группа, в которую входят Hypo Vereinsbank, Banka Commersiale Italiana и UniCredito Italiano.<BR>Проектная мощность терминала, который станет первым на Балтике складом стального проката с регулируемым климатом, составляет 800 тыс. тонн стали в год, а складская площадь - 35.000 м2.<BR>После завершения строительства в 2002 году на территории склада будет установлено гальваническое оборудование компании Danieli & C (Италия) для глубокой обработки стального проката. Производительность линии составит 400 тыс. тонн стали в год. Муугский порт является самым глубоководным портом на Балтике (максимальная глубина - 17,4 м). Это одно из главных условий выбора места для строительства терминала. Глубина позволяет принимать суда дедвейтом 60-100 тыс. тонн (чем выше дедвейт судна, тем ниже цена перевозки груза). Для сравнения: глубина морского канала в петербургском порту - 11,5 м, что не позволяет принимать суда дедвейтом более 30.000 тонн. Министерство путей сообщения и связи Эстонии приветствовало проект RUMA как отвечающий идее превратить эту прибалтийскую страну в международный логистический центр. Йоел Таммека (Yoel Tammeka), директор порта Мууга, называет три преимущества прибалтийских портов перед российскими. "Во-первых, возврат НДС (20%) проходит в несколько раз быстрее, чем в России (3 недели против 2-3 месяцев), во-вторых, отсутствие льда зимой и, в-третьих, безопасность работы", - говорит Йоел Таммека. В результате почти половина экспорта черных металлов из России идет через Прибалтику. Более того, Новолипецкий, Нижнетагильский и Магнитогорский металлургические комбинаты вкладывают деньги в развитие прибалтийских портов. Например, ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" строит свой терминал на территории клайпедского порта.<BR>По словам Михаила Алексеева, представителя компании RUMA в Петербурге, в 1998 году как вариант рассматривалась возможность строительства данного терминала не в Эстонии, а в России - в порту Усть-Луга. Однако слаборазвитая инфраструктура порта, малые глубины и высокий риск для иностранных инвестиций не позволили тогда приступить к строительству.<BR>Строящийся терминал ориентирован на обработку и дальнейшую перепродажу продукции, покупаемой у российских металлургов. Летом 2001 года владельцы терминала проведут встречи с директорами "Северстали", Новолипецкого и Магнитогорского металлургических комбинатов для установления партнерских отношений. Потенциальный интерес к новому экспортному каналу со стороны металлургов, считают в RUMA, состоит в том, что в РФ из-за переориентации производителей на внутренний рынок произошло перенасыщение российского рынка. Как следствие перепроизводства - сократился выпуск металлов. Например, в январе-феврале этого года ОАО "Северсталь" уменьшило выплавку стали на 6%, до 1,5 млн тонн. Однако, считает Михаил Алексеев, если тех не заинтересует "дополнительная возможность работать на экспорт", то мощности склада будут загружены за счет перепродажи стали украинских, китайских или других заводов. <BR>Владимир Крайнов, руководитель проекта дирекции по сбыту ОАО "Северсталь", заявляет, что завод не собирается продавать продукцию компании RUMA: экспортом комбината занимаются свои сбытовые структуры. "Непонятно, на какой рынок RUMA собирается поставлять такие объемы оцинкованной стали. Рынок США непривлекателен из-за низких закупочных цен на нее, Канада вообще закрыта для отечественных металлургов, а в Европейском Союзе, так же как и в США, действуют ограничения на продажу российской стали. То, что гальваническая обработка позволит перепродавцу изменить страну происхождения продукции, - весьма спорный вопрос", - говорит он.<BR>Сегодня "Северсталь" 90% своей экспортной продукции, а это порядка 320 тыс. тонн в месяц, переправляет через порт Петербурга. Остальной экспорт (с которым не справляется морской порт Петербурга) идет через другие порты, в том числе таллинский. Выбор в пользу Петербурга объясняется наиболее выгодной расходной составляющей (тарифы, перевалка, фрахт) по сравнению с Прибалтикой. "Экспортный железнодорожный тариф до Таллина в 2 раза выше, чем до Петербурга, - говорит Владимир Крайнов. - Кроме того, мы надеемся, что в ближайшее время Правительство и МПС пересмотрят тарифы по перевозкам до Мурманска в сторону уменьшения".