00:0012 марта 200100:00
11просмотров
00:0012 марта 2001
Продается "раскрученный" телефон туристической фирмы. Цена $8 тыс. Спросить Васю", - значилось в объявлении.
<BR><BR>Продается "раскрученный" телефон туристической фирмы. Цена $8 тыс. Спросить Васю", - значилось в объявлении.<BR>В структуре стоимости туристической компании часто на первое место выходит привычка клиентов получать услугу в одном и том же месте. Значение ее столь велико, что даже получило особое название теории муравьиных троп. Согласно этой теории, человек, получивший качественную услугу в определенной фирме, уже не будет искать альтернативы, да еще и других клиентов за собой приведет. Практическим воплощением этой теории являются "свой врач", "свой парикмахер", "свой магазин" и т.д. Вторая важная деталь: "свое место" должно иметь удобное территориальное расположение.<BR>Таким образом, разбирая турфирму по частям, в ней обнаруживается несколько составляющих: брэнд, офис, персонал, технология, материальные активы. Последние - если под активами подразумевать туристические автобусы, гостиницы и т.п. - имеются не более чем у 10% фирм, и могли бы в реестре ценностей рассматриваться в качестве основополагающих. Остальные компании за отсутствием таковых оцениваются "по остаточному принципу".<BR>"Имя фирмы иногда составляет более 50% ее общей стоимости. Но в Петербурге не более десятка компаний, которые могут "получить" клиента за счет одного лишь названия", - считает директор Северо-Западного регионального отделения в Петербурге Российской Ассоциации туристических агентств Сергей Корнеев.<BR>При определении стоимости турфирмы больше имеет значение ее сложившаяся система сбыта. Для туроператоров это наличие устойчивой агентской сети, для агентов - контракты с туроператорами. Фактически это выглядит как договоры с партнерами, авиакомпаниями, гостиницами. Чем их больше, тем ценнее владелец такого "богатства".<BR><BR><B>Бесценный коллектив</B><BR>И все же большинство представителей туристического бизнеса основным активом считают коллектив компании. Связи сотрудников, знание сильных и слабых сторон своего участка работы, опыт, умение проанализировать ситуацию и предложить оптимальное решение - все это нарабатывается с годами и в конечном итоге определяет прибыль компании. Как это обыкновенно бывает в сфере услуг, клиенты часто идут не "в фирму", а "к своему менеджеру". Есть несколько забавных историй о том, как постоянные клиенты даже не заметили, что "их менеджер" сменил работодателя.<BR>"Материальная база - вторична, - убежден заместитель генерального директора ЗАО "Нева" Вячеслав Полтавцев. - Маршруты - это не откровение - при наличии техники, помещений и т.д., но без коллектива профессионалов ничего не получится. Для меня и брэнд не играл бы большой роли. Тем более что таких брэндов, как "Интурист" и "Спутник", на рынке не много. Пусть эти компании и утратили сейчас свои прежние позиции, их названия до сих пор "звучат", особенно за рубежом".<BR>Покупка профессионального потенциала в туризме - вещь интернациональная. "Яркий пример - история, когда российские бизнесмены приобрели одну американскую турфирму, и через полгода из нее ушел весь персонал. Как выяснилось, это была спланированная акция; и новые собственники поняли, что купили просто бумажки. Вернув по суду часть своих денег, они просто закрыли компанию", - поведал Сергей Корнеев.<BR><BR>